Ирина Мистейко
Сценарий дополнительного мероприятия для детей старшей логопедической группы «Масленица. Проводы зимы»
Тема «Масленица. Проводы зимы»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
•Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника.
• Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
• Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
Предварительная работа:
• разучивание закличек, песен;
• изготовление соломенного чучела Зимы;
• беседы о традициях и народных праздника;
Публикация «Сценарий дополнительного мероприятия для детей старшей логопедической группы „Масленица, Проводы зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• разгадывание загадок, разучивание поговорок;
• знакомство с народными играми;
• слушание народной музыки, частушек.
Ход развлечения:
Ведущий:
Как у наших, у ворот, собирается народ!
Мы сегодня зиму провожаем, весну красную встречаем!
Приглашаем вас на масленицу
И тихони и проказники!
Ведущий:
Будет чай у нас горяч, будет блин и калач!
Будут игры и смех, будет пляска для всех!
Масленица начинается в понедельник, который называется… (ответы детей) Правильно, встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Как называется второй день масленицы?. (ответы детей) Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения. Мы с вами тоже сейчас поиграем. Игра у нас будет называться «Масляничный поезд» Кого я платочком задену, тот становится за мной. Поехали!
Игра «Масляничный поезд
Ведущий. Третий день Масленицы – среда – «лакомка», «сладкоежка». Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? (ответы детей) Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Ведущий: Ребята, вставайте в круг. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Горячий блин» Нужно быстро передавать блин по кругу. Кто уронит блин, тот выбывает из игры.
Игра «Горячий блин»
Ведущий: — Ребята, а какой день самый веселый?. (ответы детей) Правильно, четверг — разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Частушки в исполнении мам.
1. Как на масляной неделе
Из трубы блины летели
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
2. Кабы, кабы, да кабы,
На носу росли грибы
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
3. Платье шила из капусты
Огурцом оделася,
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала!
4. Дети! Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрухи во дворе
Сивка пропадает!
5. Купи, батя, мне коня,
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
6. Вижу я в свое окошко
На крыльце сидят коты,
Перед ними ходит кошка;
Это конкурс красоты.
7. Вы послушали частушки,
Мы спасибо говорим
Вас, мальчишки, вас, девчонки,
Всех гостей благодарим.
Ведущий: — Пятница — тещины вечерки. Почему этот день так называется? (ответы детей) Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает. А молодежь любит силой померяться, позабавиться.
Ведущий: — Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?
У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)
Ведущий: — Последний день Масленицы — Прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить. Прощения просят.
Игра с платочками.
Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.
Все напевают.
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
(Масленица останавливается между двумя детьми.)
На плече платок лежит,
Кто быстрее добежит?
Раз, два, три – беги!
Масленица держит в руках синий и красный платки, отдает их детям по кругу. Какой платок быстрее вернется к Масленице – тот и победил.
Ведущий: Наше развлечение подошло к концу.
В последний день Масленицы происходит сожжение чучела. Ребята, из чего разводили костер на прощеное воскресение? (ответы детей) А как развлекались люди в этот день? (ответы детей). Сожжение чучела - еще и отличный способ согреться для всех замерзших во время катания с гор и снежных перестрелок.
Дети становятся в большой круг. Родители поджигают чучело.