Аитова Оксана
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Развитие речи детей предшкольного возраста»
[/b]
План занятий «В гостях у сказки»
1. «Сказка ложь, да в ней намек»
Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Задачи:
-познакомить детей с видами сказок, с жанровыми особенностями;
-закреплять знания детей о сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
-активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
2. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
-познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
-познакомить детей с приемом повтора как жанровой особенностью сказок;
-довести до сознания детей замысел сказки (не верь чужим речам, а верь своим глазам);
-развивать умение пересказывать сказку, с опорой на картинки, а также пересказывать от лица литературных героев;
-развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки;
-познакомить с фразеологизмами (морочить голову, уносить ноги, повесить голову)
3. Авторская сказка. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи:
-довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие вознаграждается);
-познакомить с новой пословицей о труде (по работе и награда);
- обращать внимание на образные выражения (горемычная, затейница, почивать);
-активизировать в речи детей фразеологизмы (не покладая рук, как в воду опущенный);
-учить оценивать поступки героев.
-развивать точность словоупотребления, понимать слова с переносным значением.
4. Новогоднее поздравление
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания;
-использование при составлении рассказов собственных языковых средств,
-выполнение рисунков на заданные темы,создание рассказов по незнакомым рисункам;
-развитие коммуникативных навыков и творческой активности,
-проявление фантазии через художественное творчество
Занятие 1
Тема: «Сказка ложь, да в ней намек».
Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Задачи:
-познакомить детей с видами сказок, с жанровыми особенностями;
-закреплять знания детей о сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям;
-активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
Оборудование: иллюстрации из русских народных сказок, сказочных героев, слайды фрагментов из сказок, карандаши, листы бумаги.
Ход занятия.
Педагог. Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые, и дети. И я предлагаю сегодня поговорить о сказках. Что такое сказка?
Дети. Волшебство, необычная история или необыкновенное событие.
Педагог. Правильно, сказка-это придуманная история с вымышленным сюжетом и героями. Но в сказке всегда есть замысел. Сказка учит нас, как правильно поступать, открывать свое сердце навстречу дружбе, добру, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. Не случайно говорится «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Кто же сочиняет сказки?
Дети. Сказочники, писатели.
Педагог. Да, есть сказки авторские, написанные писателями, а есть сказки народные. У таких сказок нет автора, их придумывали и рассказывали люди из поколения в поколение, передавая мудрость своим детям. Ребята, а у вас есть любимые сказки? (Дети перечисляют сказки).
Педагог. Ребята, посмотрите на картинки героев сказок. Знакомы вы с ними?
(Дети называют героев сказок их названия и авторов: Буратино, Красная шапочка, Золушка, Дюймовочка, Кот в сапогах, Незнайка, Золотая рыбка, царь Дадон, Снежная Королева и др. Если дети затрудняются, педагог им помогает). Все эти герои придуманы авторами сказок писателями - сказочниками.
А теперь посмотрите на иллюстрации к народным сказкам. Давайте их угадаем.
Задание. Узнай сказку по картинке. («Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»).
Сейчас я предлагаю изобразить самого известного персонажа многих сказок Бабу-Ягу.
Физминутка. «В темном лесу есть избушка». (Педагог читает стихотворение, а дети изображают действиями).
В темном лесу есть избушка,
Стоит задом наперед.
В этой избушке старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят.
Педагог. Ребята, мир сказок очень велик и полон волшебства. Есть сказки, которые так и называются – волшебные. Это сказки, в которых происходит чудо: «Золушка», «Сказка о золотой рыбке», «Кот в сапогах». Есть сказки про животных. Мы их с вами сегодня тоже вспомнили. А есть сказки бытовые, рассказывающие о том, что происходит в жизни людей. Это сказки про крестьян, про детей, про барина. Но какой бы не была, сказка в ней всегда есть замысел, или правило, которое важно знать и помнить. Например, не обманывать, не завидовать, трудиться, помогать тому кто нуждается в помощи.
А сейчас ребята давайте нарисуем любимого сказочного героя.
Педагог. Наше занятие подошло к концу, на следующем занятии мы продолжим знакомство со сказками.
Занятие 2
Тема: «Русская народная сказка. «Лисичка – сестричка и серый волк».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
-познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
-познакомить детей с приемом повтора как жанровой особенностью сказок;
-довести до сознания детей замысел сказки (где хитрость – держи ушки на макушке, не зевай по сторонам; не верь чужим речам, а верь своим глазам);
-развивать умение пересказывать сказку, с опорой на картинки, а также пересказывать от лица литературных героев;
-развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки;
-познакомить с фразеологизмами (морочить голову, уносить ноги, повесить голову)
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Педагог. Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на занятие.
Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг, улыбнемся всем вокруг!
Сегодня мы снова поговорим о сказках. Ребята, вспомните, какие бывают сказки?
(Дети перечисляют)
Сегодня я расскажу вам сказку «Лисичка-сестричка и серый волк».
(Педагог рассказывает).
К каким сказкам она относится?
(Дети отвечают)
Педагог. Могла ли происходить эта история на самом деле? О чем эта сказка?
Дети. О хитрости и глупости.
Педагог. Каков же главный замысел сказки?
Дети. Нельзя верить хитрому.
Педагог. Правильно. Там где хитрость – держи ушки на макушке, будь осторожен!
Какими словами еще можно предостеречь человека?
Дети. Держи ухо востро, не лови ворон.
Педагог. Замысел этой сказки отражает поговорка – «Не верь чужим речам, а верь своим глазам», т. е. хитрецу или лжецу веры нет.
Какие сказочные выражения вам запомнились?
(Дети перечисляют).
Кому из героев сказки подходят эти выражения и почему?
(«Морочить голову»-подходит лисе; «уносить ноги»-волку; «повесил голову»- деду, волк)
Педагог. Сейчас мы поиграем в игру «Изобрази». Изобразите хитрую лису; злого, голодного волка; грустного деда; торжествующую лису.
Педагог. Подберите другое слово к сказочным словам.
(«Волк бранится»- ругается; «дед смекнул»-догадался; «бабки колотили»-били; «лиса стянула»-украла; «дед погоревал»-расстроился; «волк приговаривает»-повторяет).
Педагог. В каждой сказке есть три части: зачин, середина и конец.
Ребята, вспомните, с чего начинается сказка? Какое название можно придумать к этой части?
(дети предлагают).
О чем говорится в середине сказки? Давайте подберем к ней название.
(Дети предлагают название).
Чем закончилась сказка? Назовите последнюю часть.
(Дети дают название).
Ребята, а какие слова повторяются в сказке несколько раз?
Дети. «Ловись рыбка и мала и велика».
Педагог. Вы наверное замечали, что в сказках часто встречается повторение каких-либо слов. Как вы думаете, для чего?
(Дети высказываются).
Педагог. Сказка от этого становится красивей, интереснее, выразительнее. Давайте теперь мы вместе расскажем сказку.
(Дети коллективно пересказывают сказку по частям).
Педагог. А, представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам какая она хитрая, как ловко всех провела.
(Ребенок пересказывает от имени лисы).
А кто попробует рассказать историю от имени деда? Что с ним произошло, почему сани оказались пустыми?
(Ребенок пересказывает от имени деда).
Педагог. Ребята, наше занятие подошло к концу вы все молодцы.
Занятие 3
Тема: «Авторская сказка. Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи:
-довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие вознаграждается);
-познакомить с новой пословицей о труде (по работе и награда);
- обращать внимание на образные выражения (горемычная, затейница, почивать);
-активизировать в речи детей фразеологизмы (не покладая рук, как в воду опущенный);
-учить оценивать поступки героев.
-развивать точность словоупотребления, понимать слова с переносным значением.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Мороз Иванович».
Ход занятия.
Педагог. Всем известно, что в новый год сбываются желания, но для этого надо быть послушными, старательными, прилежными. Мы с нетерпением ждем Деда Мороза и пишем ему письма. И я сегодня хочу рассказать вам настоящую зимнюю сказку, про деда Мороза, называется сказка «Мороз Иванович» написал ее Владимир Федорович Одоевский.
(Дети слушают сказку, далее – обсуждение. Педагог задает вопросы по содержанию сказки).
Ребята, кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? Справедливо ли поступил Мороз Иванович с Ленивицей, а с Рукодельницей? Почему автор сказки так их назвал? Что любила делать одна сестра, а что другая? Расскажите как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу? Вспомните каким она увидела жилье Мороза Ивановича? Заметила ли эту красоту Ленивица? Какими словами можно сказать о том, как трудилась Рукодельница? Расскажите как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую? Какой Ленивица предстала в конце сказки?
Педагог. А теперь давайте поиграем в игру «Отгадай про кого сказано»: горемычная, затейница, почивать, в поте лица.
(Дети отвечают. Педагог так же объясняет значение слов).
А еще вспомните как говорится в сказке о пирожке?
Дети. Румяный, поджаристый.
Педагог. Про что еще можно сказать румяный.
Дети. Румяный колобок, румяный хлеб, румяные щеки, румяное солнце.
[b]Педагог. [/b] А что говорится о яблоках?
Дети. Золотые.
Педагог. А что еще может быть золотым?
Дети. Золотое солнце, золотая осень, золотой закат, золотые руки.
Педагог. Можно ли сказать, что у Рукодельницы «золотые руки»?
Педагог. Что сказано о воде?
Дети. Хрустальная.
(Дети называют, что еще может быть хрустальным).
Педагог. Чему учит сказка?
(Дети высказываются)
Педагог. Правильно, нельзя лениться, вот основной замысел сказки. Потому и говорят: «По работе и награда». А какие еще вы знаете пословицы о труде?
(Дети называют)
Ребята, наше занятие подошло к концу, а вы не забывайте, что новогодние желания исполняются у старательных, послушных и трудолюбивых.
Занятие 4
Тема: «Новогоднее поздравление».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
-формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания;
-использование при составлении рассказов собственных языковых средств,
-выполнение рисунков на заданные темы, создание рассказов по незнакомым рисункам;
-развитие коммуникативных навыков и творческой активности,
-проявление фантазии через художественное творчество.
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, в Новый год принято не только дарить подарки, но и поздравлять с праздником, желать здоровья, счастья, приглашать друг друга в гости. На занятии мы с вами тоже будем поздравлять друг друга.
Сегодня отправить послание можно по телефону, но у нас с вами нет телефонов, поэтому я предлагаю написать поздравления, а вернее нарисовать их.
Когда-то давным-давно люди не умели писать, а истории, которые им надо было запомнить или сохранить, они рисовали. Такой вид записи называется пиктографией. Давайте мы с вами тоже поиграем в нарисованные истории. Только не забудьте, что рисунки должны быть простыми, тогда они станут понятными для того, кому они адресованы.
(Дети распределяются так, чтобы каждому досталась пиктограмма, затем вручают друг другу свои послания, и по очереди рассказывают по рисунку, как они понимают, полученное сообщение. Далее подведение итогов).
Серия занятий «В гостях у сказки» была выбрана не случайно. Во-первых, хотелось в преддверии Нового года создать атмосферу праздника; а во-вторых, дети нашей школы раннего развития плохо знают сказки. Другое дело современные сюжеты или мультфильмы (Лунтик, Фиксики, Смурфики, Супер-герои) фантазия детей в этом случае быстро откликается. А вот добрые - лучшие сказки и литературные произведения сегодня не в почете, оттого и речевое развитие детей происходит медленно и мучительно. Хотя мы часто обращаемся к произведениям Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. Носова, К. Чуковского. На занятиях мы так же играем в словесные игры: «Скажи ласково» (образование слов с помощью суффиксов, «Скажи наоборот» (образование антонимических пар, «Сочиняем сказку», «Буриме». Для развития связной речи мы играем в рекламу или интервью, однако пересказ произведения или рассказ по картинкам все равно получается лишь у некоторых. Не все получилось и на этот раз.
1. Первое занятие - «Сказка ложь, да в ней намек», на мой взгляд, получилось более интересным. Было много наглядного материала, почти все герои оказались знакомы детям, т. к. многое мы читали и разбирали на занятиях. Дети хорошо усвоили виды сказок. Интересными получились рисунки детей.
Однако, хорошо зная сюжет сказки, дети не знают, как правильно она называется и кто автор. И на вопрос о любимых сказках, некоторые дети называли сказки для младшего дошкольного возраста – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Эти дети чаще всего испытывают серьезные затруднения не только на занятии, но и в общении с ребятами. Конечно, к ним нужен индивидуальный подход и более пристальное внимание. В таких случаях я задаю вопросы по их способностям, чтобы не уронить самооценку. Есть дети и с высоким уровнем речевой и творческой активности, широким словарным запасом, точным пониманием и употреблением слова, что часто мотивирует на занятии малоактивных детей. Нахождение таких разных детей в одной группе, положительно сказывается на развитии и тех и других. Однако важная роль в воспитании у ребенка любви к книге принадлежит, все таки, родителям.
2. Занятие на тему «Лисичка-сестричка и серый волк» оказалось более трудным, не все получилось сделать. Сложность состояла в том, что основная часть занятия затрачивается на рассказывание произведения и беседу по содержанию. На таком занятии детям нет возможности проявить себя творчески, в виду ограниченности времени, отводимого на пересказ.
Удалось же познакомить детей с композиционным построением сказок, понимать замысел сказки, выделять выразительные детали текста, познать их смысл. Беседа по содержанию сказки так же помогла осмыслению последовательности сюжетных действий. А придумывание названий частям сказки дало возможность высказаться всем. Всегда с удовольствием дети играют в игру «Изобрази».
Вместе с тем, дети в основном высказываются двухсловными предложениями, сказка воспроизводится в замедленном темпе, в изложении встречаются повторы, паузы, употребление однотипных связей. Все это нуждается в дальнейшей проработке. Не получилось так же самостоятельного творческого рассказывания от лица героев, не успели.
3. Занятие «Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» прошло более интересно, т. к. сказка с более сложным сюжетом. Для пересказа же она сложная, поэтому основной задачей была активизация словаря, точность словоупотребления. Мы обсудили лишь некоторые моменты, акцентировав особое внимание на оценке героев, их положительных и отрицательных качествах.
Получилось довести до сознания детей замысел сказки, создать портрет героев, выразить собственное отношение к поступкам героев, воспроизвести основные эпизоды. Удались так же речевые игры: на лексическую сочетаемость слов, точность словоупотребления, понимание слов с переносным значением. А вот про кого в сказке сказаны предложенные слова, дети запомнили, но их значения объяснить не смогли. Положительным моментом урока стала мотивация детей на послушание, старание, отзывчивость, трудолюбие.
4. Занятие «Новогоднее поздравление» - на развитие творческой активности. Подобные занятия мы уже проводили, но пиктограммы дети рисовали на литературные произведения. Тоже не всегда получалось, однако, создание посланий-рисунков, на мой взгляд, заставляет максимально проявить свою фантазию. Составляя письма-сообщения на заданную тему, ребятам нужно было не только придумать символы, но и ориентироваться на понимание их другим ребенком, стараться делать рисунок более понятным.
Рисунки получились и интересными, и неожиданными. Некоторые дети нарисовали приглашение на елку, некоторые - на горку во двор, а некоторые - исполнение новогодних желаний, причем на таких рисунках были, в основном, нарисованы Дед Мороз и роботы. И пусть некоторые рисунки были не совсем понятны, тем больше было простора для фантазии, тем интереснее получался ответ.
Рассказы же по рисункам состояли в основном из простых предложений, хотя по содержанию были интересными.
В целом, же если подвести итог проделанной работе, то сложным пока остается умение пересказывать и составлять самостоятельные рассказы (для некоторых детей). Требуется навык конструирования предложений, и мы работаем над этим. А литературные произведения помогают развивать не только речь, но и личность ребенка, одновременно воспитывая доброту, справедливость, благородство, а так же, бесценный в будущем, читательский интерес.