Наталья Юрьевна Васильева
Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ на занятиях с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник занятий. «
Цель: в ходе игр у детей развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними; развивать внимание и сосредоточенность, узнавание их зрительно, на слух и на ощупь;
Задачи: развивать их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие.
Краткое содержание данного сборника.
Сборник включает в себя три блока дидактических игр.
Темочки:
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В блок «Мир звуков» вошли сенсорные дидактические игры на развитие аудиальной модальности: «Кто в домике живёт?» «Угадай-ка?», «Что – как звучит?» и другие. Они побуждают детей прислушиваться к звукам, развивают восприимчивость и способность распознавать и дифференцировать звуки окружающего мира по громкости, высоте, характеру звучания.
Второй блок «Мир прикосновения» включил дидактические игры на развитие кинестетической модальности «Заварим чай», «Ищем клад» (игры с песком, «Буря» (игры с водой) и другие, а также различные пальчиковые игры. С помощью этих упражнений расширится опыт тактильного восприятия ребёнком окружающего мира, будет развиваться умение дифференцировать осязательные ощущения, выражать своё эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
Третий блок «Взгляд на мир» на этих занятиях происходит развитие зрительной чувствительности для этого используются дидактические игры : «Сюрпризы», «Узнай и назови», «Угадай, чья тень», «В гостях», «Где моя кошечка?» и другие. Упражнения на занятиях помогают детям осознать свои зрительные ощущения, осязать предметы с закрытыми глазами, а потом с открытыми глазами. У детей развивается способность всматриваться в предметы, наблюдать, выражать чувства, которые возникают.
Таким образом, на всех занятиях ребёнок получит разнообразные впечатления, опыт различения и понимания разных групп своих ощущений. В результате дети будут полнее воспринимать мир, будут внимательнее, наблюдательнее как к себе, так и к окружающим людям.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов.
Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.
Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе -положительную «Я - концепцию». Чувство собственной значимости, является производным от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факты имеют социальный характер. Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Использование игр на занятиях служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребёнка.
Что же происходит с ребёнком на игровых занятиях? В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действеной форме, начинает лучше в них ориентироваться, он преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребёнком и его сверстниками; играя, ребёнок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Использование всех анализаторов в процессе игр, обогащение социально - природной среды способствуют развитию ребёнка и служат основой его готовности к школе. Игры из цикла «Взгляд намир», «Мир звуков», «Мир прикосновений» носят коррекционно-развивающий эффект, помогают возникновению у детей
положительного эмоционального состояния, удовольствия от действий с различными предметами, стремление к сотрудничеству; активизации коммуникативных средств; освоении свойств материалов, узнавании их зрительно, на ощупь и по характерному звуку. Именно в этих играх происходит «открытие сверстника», а именно восприятие его на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия, возникает желание действовать вместе с ним. В ходе этих игр у детей развивается положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними; внимание и сосредоточенность, узнавание их зрительно, на слух и на ощупь; узнавание и различение бытовых звуков, шумов, работающих электроприборов, звуков природы, умение подражать им. Это способствует развитию системы, зрительно-слуховой связи; тактильно -кинестетического восприятия, познавательных функций руки. Дети приобретают опыт социально уверенного поведения и развиваются в процессе общения их социальные способности, они становятся эмоционально восприимчивы, начинают понимать отношении к ситуации, приобретают положительный поведенческий опыт.
Мною разработаны занятия, с использованием дидактических игр на обогащение сенсорного опыта и развитие социальной уверенности детей.
Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 3-4 года обучения.
Блок «Мир прикосновений» Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ищем клад».
Цель:
1. Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.
2. Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
3. Дать детям тактильный и кинестетический опыт.
4. Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.
5. Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.
6. Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.
7. Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.
Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные,
шероховатые, песок, вода, кукла Гном.
Ход занятия.
Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.
- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).
1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.
- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).
- Нарисуем на песке пальчиком узоры:
Бегут в стране песочной
Дорожки из песка,
Течёт в стране песочной
Песочная река.
Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.
2. Игра «Ищем клады».
- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.
Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).
Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.
3. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.
- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).
Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.
Тема: «Водичка – водичка…».
Цель:
1. Улучшить осознание ребёнком самого себя через игры с водой, учить с помощью взрослого, высказывать свои чувства, соприкасаясь с различными поверхностями (мокрыми, сухими).
2. Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества предметов
3. Развивать осязание; знакомить со свойствами воды.
4. Активизировать словарь: тонет, лёгкий, тяжёлый, мокрый.
5. Корригировать сенсорное восприятие, умение дифференцировать осязательные ощущения.
6. Воспитывать у детей уверенность в себе, открытого выражать свои чувства.
Оборудование: камушки разных размеров, ракушки, кора, скорлупа грецких орехов,
фен, кукла Гном.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Готовим сюрприз. Ждём Гнома в гости и готовим ему сюрприз – озеро. Вода в нём должна быть приятной на ощупь, тёплой. Дети по очереди наливают понемногу в ванночку тёплой воды. Опускаем на дно камешки и раковины, обследуем их на ощупь.
- Какие камни по весу? Тяжёлые, лёгкие.
Как они опускаются на дно, как они выглядят в воде? (Так, как в руках, или по-другому).
2. Игра «Ищем сокровища». Приходит Гном. Здоровается с детьми. Выражает восторг при виде озера, любуется камнями и просит достать их для него. Хочет построить у себя дома горку из камней. Дети погружают руки в воду, находят на ощупь предметы, угадывают, что нашли, какие они – сухие или мокрые.
3. Игра «Буря». Кору, ореховые скорлупки дети опускают в озеро, дуют на них так, что бы получилась буря, но чтобы они не утонули. (Дети слушают, как плещется вода, когда дует один и когда дуют все: Сравниваем лёгкие кораблики и тяжёлые камешки. Ловим ладонями обеих рук кораблики и размещаем их на берегу для просушки).
4. Игровое упражнение «Лодочка». Дети все вместе выполняют вслед за воспитателем различные движения руками: пропускают воду сквозь пальцы; «ныряют» под воду, двигаются на воде и др.
Заключительная часть. Игровое упражнение «Ветер». Сушим руки феном (воздух разной температуры – тёплый, прохладный).
- Что вы чувствуете, вам приятно?
Прослушиваем феном кораблики, наблюдаем, как изменяется цвет корабликов.
Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».
Цель:
1. Познакомить детей, как заваривают чай.
2. Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.
3. Обогащение словаря: заварочный, шероховатый, тянется.
4. Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.
5. Обогащать чувственный опыт детей.
6. Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.
Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла
Поварёнок, полотенце.
Ход занятия.
Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.
1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».
- Сегодня на занятии нам будут нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них?
Проверим всё ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь,
И про животик не забудь
Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»
За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.
Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.
(Рассматривание продуктов). (чай).
Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).
Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный, кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.
Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).
Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.
3. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.
Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.
4. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.
Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.
Блок «Мир звуков» Слуховое восприятие.
Тема: «Путешествие в страну звуков».
Цель:
1. Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.
2. Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.
3. Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
4. Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.
5. Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.
Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись
шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты,
игровой комнаты, спальной комнаты.
Ход занятия
Вводная часть.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полё т: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
1. Игра «Что – как звучит?»
Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)
- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?
- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).
2. Игра «Угадай – ка»
Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи ( звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
3. Заключительная часть
Изображаем полёт на самолё те: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.
Тема: «Кто в теремке живёт?».
Цель:
1. Учить детей воспринимать и дифференцировать на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов, реагировать на изменение звучания определённым действием.
2. Упражнять в умении передавать характер животного, используя музыкальный инструмент.
3. Активизировать словарь: неуклюжий, косолапый, быстрый, прыгает.
4. Продолжать учить подбирать слова определения к существительным заяц, медведь, лиса.
5. Воспитывать желание выражать свои чувства и представления о мире используя музыкальные инструменты.
Оборудование: игрушки Медведь, Заяц, Лиса; музыкальные инструменты – барабан, металлофон, дудочка.
Ход занятия.
Вводная часть.
Игра с пальчиками. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной рукой, потом другой, потом – другой (на ударные слоги) :
1–2 1-3 1-4 1-5
Ёж, медведь, барсук, енот
1-5 1-4 1-3 1-2
Спят зимою каждый год (смена рук)
1-2 1-3 1-4 1-5
Волка, зайца, рысь, лису
1-5 1-4 1-3 1-2
И зимой найдёшь в лесу.
1. Игровое упражнение «Кто в домике живёт?»
Загадки о животных:
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.
По мере отгадывания загадок появляется игрушка.
- Животные принесли музыкальные инструменты. Каждое животное принёс свой инструмент, но они перепутали, у кого какой был инструмент. Давайте скажем медведь – какой он?
- Неуклюжий, косолапый. Как ходит медведь?
- Заяц, какой он? Маленький, быстрый.
- Лисичка, какая она? Она хитрая, ходит медленно.
Физминутка.
- Давайте походим как мишки, зайки, лисички.
2. Рассматривание инструментов, как они звучат. (Послушать каждый инструмент). Сравниваем звучание музыкальных инструментов с характером и передвижениями животных.
3. Инсценируем и озвучиваем животных.
Музыканты, у кого инструменты играют ни на своём инструменте. Дети актёры у кого какая игрушка (заяц, медведь, лиса). Показывают движениями этого животного.
Заключительная часть.
Игровое упражнение «Кто прячется в домик?». Педагог играет на музыкальном инструменте, животные прощаются и уходят в домик.
Тема: «Тишина и шум».
Цели:
1. Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.
2. Обогащение словаря: шуршать, рычать, храпеть.
3. Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.
4. Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.
Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).
Ход занятия.
Вводная часть.
Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.
1. Игра «Тишина и шум»
- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.
(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).
2. Игра «Что я могу»
- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам, а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).
3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).
Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя (см. приложение).
Заключительная часть.
Прощаемся аналогично приветствию.
Блок «Взгляд на мир» Зрительное восприятие
Тема: «Сюрпризы гнома».
Цели:
1. Учить детей воспринимать и различать отдельные свойства предметов при помощи зрения и тактильного восприятия.
2. Помочь детям осознать важность зрения в познании окружающего мира.
3. Корригировать зрительное, тактильное восприятие,память.
4. Использовать в речи слова определения: холодный, тёплый, ароматный.
5. Воспитывать умение говорить о своих ощущениях, слушать других детей, ждать своей очереди.
Оборудование: деревянное яйцо, цветной шнурок, яблоко, апельсин, шарики пластмассовый, железный, камушки, грецкий орех, сухофрукты.
Ход занятия.
Вводная часть.
Встречаем гнома Глазастика. Приветствуем друг друга глазами: «Здравствуйте, милые глазки». Игра «Тик-так» ( элементы глазной гимнастики: движение глазами в стороны, вверх-вниз, круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки).
1. Игровое упражнение «Сюрпризы»
Гном принёс детям разные интересные предметы из своего волшебного сундучка. Дети сидят с завязанными глазами, руки на коленях, ладони открыты. Гном кладёт на ладони ребёнка предмет. Ребёнок ощупывает предмет двумя руками, прижимает к щеке, руке, нюхает, передаёт другому.
Дети с помощью педагога рассказывают о своих ощущениях, на что он похож, как он выглядит. Затем предмет показывают детям. Они ещё раз ощупывают его и сравнивают свои ощущения, когда предмет видят глазами.
2. Игра «Узнай и назови».
Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель от лица гнома кладёт на ладони детям предмет-сюрпиз, Дети обследуют их на ощупь. Гном собирает предметы на поднос. Дети снимают повязки с глаз, находят свой предмет-сюрприз и называют его.
3. Игра «Покажи свой сюрпиз».
Дети кладут на ладошки и зажимают в кулачках свои сюрпризы. По сигналу «Покажи свой сюрприз» разжимают кулачки, и водящий проходит вдоль детей, запоминая предметы. По сигналу «Стоп» дети сжимают кулачки. Водящий называет, что он видел.
Заключительная часть.
Дети показывают друг другу сюрпризы от гнома. Прощаются с ним.
Тема: «Театр теней»
Цели:
1. Обогатить зрительное восприятие детей новыми впечатлениями, расширить представление об окружающем мире.
2. Развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.
3. Корригировать мелкую моторику, зрительное восприятие.
4. Активизировать в речи: тень, экран.
5. Помочь детям преодолеть страх перед темнотой.
Предварительная работа: в солнечную погоду обратить внимание детей на то, что их тело отбрасывают тени на земле.
Оборудование: экран, лампа, декорации.
Ход занятия.
Вводная часть.
Педагог приглашает детей в Страну теней.
1. Игровое упражнение «Глазки спят» (закрываем глазки ладошками, погружаемся в темноту, глаза отдыхают).
2. Игровое упражнение «Угадай, чья тень».
Дети сидят на стульчиках перед экраном, за которым источник света – лампа. Дети закрывают глаза, педагог выбирает одного ребёнка, который встаёт за экран. Дети отгадывают, чью тень они видят на экране.
3. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку» про петуха, гуся, зайчика (смотри приложение, дети отгадывают загадки, педагог показывает простые фигуры при помощи рук и пальцев, на фоне экрана (смотри приложение)
- жили- были в стране теней петушок, гусь, прискакал к ним из леса зайчик и
стали они дружно вместе жить (историю можно придумать любую). После того как дети освоят изображение фигурок животных, приступаем к инсценированию истории. Несколько детей – актёры, остальные – зрители.
Заключительная часть.
Предлагаю детям придумать свои фигуры, (хвалить детей за старание и попросить пояснить, что у него получилось)
\
Литература.
Белоусова Л. Е. «Удивительные истории». Санкт - Петербург 2001 г.
Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль 1997 г.
Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль 1997 г.
Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно». Санкт- Петербург
2005 г. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду». Москва 2005 г.
Прима Е. В., Филиппова Л. В. «Развитие социальной уверенности у
дошкольников». Москва 2003 г.
Субботина Л. Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль 1997 г.
Шипицина Л. М. «Азбука общения». Санкт - Петербург 2003 г.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Гринькова В. А. «Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками
с нарушением интеллекта». №4 2003 г.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Д. Г. Миняжева «Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим
недоразвитием речи" №1 2004 г.