Папки-передвижки

Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта

Наталья Юрьевна Васильева
Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка.

Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.

Публикация «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта» размещена в разделах

Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную «Я - концепцию».

Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 2 года обучения.

Тактильно – двигательное восприятие. Тема: «Ищем клад».

Цель: Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.

Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.

Дать детям тактильный и кинестетический опыт.

Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.

Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.

Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.

Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.

Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные, шероховатые, песок, вода, кукла Гном.

Ход занятия.

Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.

- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).

1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.

- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).

- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной

Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.

Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.

2. Игра «Ищем клады».

- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.

Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).

Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.

3. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.

- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).

Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.

Тактильно – двигательное восприятие.

Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».

Цель: Познакомить детей, как завариваем чай.

Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.

Обогащение словаря : заварочный, шероховатый, тянется.

Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.

Обогащать чувственный опыт детей.

Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.

Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла Поварёнок, полотенце.

Ход занятия.

Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.

1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».

- Сегодня нам будут нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте: Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь,

И про животик не забудь

Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.

2. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»

За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.

Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.

(Рассматривание продуктов). (чай).

Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).

Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный, кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.

Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).

Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.

3. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.

Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.

4. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.

Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.

Слуховое восприятие. Тема: «Путешествие в страну звуков».

Цель: Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.

Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.

Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.

Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись

шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты, игровой комнаты, спальной комнаты.

Ход занятия

Вводная часть.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полё т: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

1. Игра «Что – как звучит?»

Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)

- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?

- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).

2. Игра «Угадай - ка»

Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи ( звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

3. Заключительная часть

Изображаем полёт на самолё те: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.

Слуховое восприятие. Тема: «Тишина и шум».

Цели: Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.

Обогащение словаря : шуршать, рычать, храпеть.

Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.

Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.

Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).

Ход занятия.

Вводная часть.

Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.

1. Игра «Тишина и шум»

- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.

(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).

2. Игра «Что я могу»

- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам, а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).

3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).

Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя

Заключительная часть. Прощаемся аналогично приветствию.

Публикации по теме:

Социальное развитие дошкольников. Цикл индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с отклонениями в развитии Занятие №1. «Знакомство» Цель: • Знакомство педагога-психолога и ребенка; • Создание благоприятной атмосферы на занятии. 1. Приветствие.

Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой Развитие у 5-6 летних детей социальной уверенности через ознакомление с художественной литературой. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта
Опубликовано: 2 июня 2015 в 11:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юрьевна Васильева (УИ 213726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД