Наталья Юрьевна Васильева
Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка.
Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.
Публикация «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта» размещена в разделах
Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную «Я - концепцию».
Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 2 года обучения.
Тактильно – двигательное восприятие. Тема: «Ищем клад».
Цель: Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.
Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
Дать детям тактильный и кинестетический опыт.
Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.
Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.
Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.
Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.
Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные, шероховатые, песок, вода, кукла Гном.
Ход занятия.
Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.
- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).
1. Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.
- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).
- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной
Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.
Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.
2. Игра «Ищем клады».
- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.
Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).
Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.
3. Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.
- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).
Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».
Цель: Познакомить детей, как завариваем чай.
Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.
Обогащение словаря : заварочный, шероховатый, тянется.
Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.
Обогащать чувственный опыт детей.
Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.
Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла Поварёнок, полотенце.
Ход занятия.
Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.
1. Вводная часть. Игра «Наши помощники».
- Сегодня нам будут нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте: Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь,
И про животик не забудь
Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»
За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.
Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.
(Рассматривание продуктов). (чай).
Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).
Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный, кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.
Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).
Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.
3. Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.
Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.
4. Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.
Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.
Слуховое восприятие. Тема: «Путешествие в страну звуков».
Цель: Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.
Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.
Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.
Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.
Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись
шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты, игровой комнаты, спальной комнаты.
Ход занятия
Вводная часть.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полё т: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
1. Игра «Что – как звучит?»
Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)
- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?
- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).
2. Игра «Угадай - ка»
Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи ( звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
3. Заключительная часть
Изображаем полёт на самолё те: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.
Слуховое восприятие. Тема: «Тишина и шум».
Цели: Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.
Обогащение словаря : шуршать, рычать, храпеть.
Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.
Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.
Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).
Ход занятия.
Вводная часть.
Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.
1. Игра «Тишина и шум»
- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.
(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).
2. Игра «Что я могу»
- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам, а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).
3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).
Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя
Заключительная часть. Прощаемся аналогично приветствию.