Лепихина Евгения
Сборник речевых игр для обогащения словаря старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник речевых игр, направленных на обогащение словаря старших дошкольников / сост. Е. В. Лепихина., Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогически колледж», 2021г.
1. Раздел. Речевые игры направленные на обогащение словаря старших дошкольников через подбор слов синонимов и антонимов
Игра «Скажи похоже»
Публикация «Сборник речевых игр для обогащения словаря старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование у детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры: Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
- Думать -. (размышлять,
- отыскать -. (найти,
- зябнуть -. (мерзнуть,
- поразить -. (удивить,
- забавлять -. (развлекать,
- прощать - ….(извинять,
- звать -. …. (приглашать,
- реветь -. (плакать,
- мчаться -. (нестись,
- вертеться -. (крутиться,
- опасаться - .(бояться,
- бросать -. (кидать).
- открыть -(отворить)
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот. (огромный).
- Эта одежда старая, а это платье совсем. (изношенное).
- Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем. (мокрое).
- Мальчик молчаливый, а девочка. (неразговорчивая).
- Вчера день был теплый, а сегодня. (жаркий).
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: Обогащение словаря антонимов.
Ход игры: ребёнок может в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
С опорой на картинки
Дедушка пожилой, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Море глубокое, а лужа…
Подушка мягкая, а камень.
Слон большой, а котенок.
Буратино веселый, а Пьеро.
Без опоры на картинки
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Игра «Скажи по - другому»
Цель: Обогащение словаря старших дошкольников словами антонимами.
Ход игры: играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.
Можно играть и без мяча или изменить правила по-своему. Уверены, что антонимы из этого списка пригодятся вам не только для этой игры, но и для других полезных развлечений!
Антонимы
большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий – толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
гибкий - негибкий / жесткий
молодой - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
волосатый - лысый
прямой - кривой
одетый - раздетый
включенный - выключенный
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
Игра «Доскажи слово»
цель: Обогащение словаря старших дошкольников антонимами.
Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а ребенок заканчивает словом антонимом.
- люди уважают правду, а презирают. (ложь)
- помогают друзья, а мешают. (враги)
- небо огромное, а звезда. (маленькая)
- конфета сладкая, а таблетка. (горькая)
- понедельник – первый день недели, а воскресенье. (последний)
- утром дети приходят в детский сад, а вечером. (уходят)
- утром солнце появляется на небе, а вечером (исчезает)
- черепаха ползает медленно, а заяц скачет. (быстро)
- весной погода становится теплее, а осенью (холоднее)
2. Раздел. Речевые игры, направленные на расширение словаря старших дошкольников, через уточнение значения обобщающих слов
Игра «Запоминай-ка»
Цель: Активизирование словарного запаса старших дошкольников по лексическим темам. Развитие навыков понятийного обобщения и слухоречевой памяти.
Ход игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
Игра «Кто подберет больше слов?»
Цель: Развитие навыков понятийного обобщения, обогащение словарного запаса.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игра «Потому что»
Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).
Ход игры. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.
Речевой материал :
Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).
Игра «Магазин посуды»
Цель игры: обогащение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
3. Раздел. Речевые игры, направленные на расширение объема словаря старших дошкольников, через уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.
Ход игры: Воспитатель говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
По теме «Растения» :
- Яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
По теме «Транспорт» :
- Поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;
По теме «Посуда» :
- В кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
По теме «Животные»
- Лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;
По теме «Профессии» :
- Летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;
По теме «Мебель» :
- Кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра «составь описание»
Цель: формирование умения описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры: Воспитатель просит детей рассказать, что они знают о том или ином предмете, животном, насекомом т. п.
Использовать при этом мнемотаблицы
- Что знаете о пчеле, где она живет, что делает, какую пользу приносит людям?
А что вы можете сказать о лягушке?
А попробуйте рассказать, что вы знаете о помидоре?
Игра «Кто где живет»
Цель: Уточнение представлений о месте обитания животных
Где живут волки?. (Варианты детей) в лесу, в норе
А курицы? (Варианты детей) в курятнике, на жердочке (на ферме)
Белки?. (Варианты детей) в лесу, в дупле
Собаки? (Варианты детей) в доме, в будке
4. Раздел. Речевые игры, направленные на расширение словаря старших дошкольников через знакомство детей с противоречиями окружающего мира
Игра мячом «Хорошо — плохо»
Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Цель: Обогащение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения и ловкости.
Ход игры. Дети сидят в кругу.
Вариант 1. Воспитатель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
воспитатель: Дождь.
Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
воспитатель: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов. Плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант 2. «Нравится - не нравится» о временах года (можно без мяча)
воспитатель:
- Время года зима (любое время года). Что вам нравиться, а что нет?
Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Игра "Сумей в плохом найти хорошее"
Цель: Обогащение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира.
Ход игры:
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.
Игра "По кругу"
Цель: Обогащение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира
Ход игры:
Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное и т. д.
Пример: Лекарство – лечит (положительное качества, но горькое (отрицательное качество)
5. Раздел. Речевые игры, направленные на расширение словаря старших дошкольников, за счёт уменьшительно ласкательных слов
Игра с мячом «Ласковые имена».
Цель: Развитие умения ребенка образовывать имена по аналогии.
Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.
Валя - Валечка
Люда – Людочка
Витя –Витенька
2 вариант
Собака догоняет зайца – собачка догоняет зайчика
Белка грызет шишку – белочка грызет шишечку
И т. п.
Игра «Части тела»
Цель: Развитие умения у старших дошкольников в образовании уменьшительных существительных.
Ход игры: Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
голова - головка
лоб - лобик
рука - ручка
шея
нос
ресницы
Игра «Назови ласково»
Цель: Развитие умения в образовании уменьшительных существительных и прилагательных.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу и предлагает ребенку изменить ее так, что бы слова в ней звучали ласково
Шуба теплая, а шубка…. тепленькая
Лиса хитрая, а лисичка…. хитренькая
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Снег белый - снежок беленький
Заяц серый – зайчик серенький
6. Раздел. Речевые игры, направленные на обогащение словаря наречий у старших дошкольников
Игра «Ответьте на вопрос».
Цель: Формирование словаря наречий у старших дошкольников
Воспитатель задает детям вопросы: Как рычит лев, а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно).
Игра «Закончите предложение».
Цель: Формирование словаря наречий у старших дошкольников.
Воспитатель начинает говорить предложения, а дети должны закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит. (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля. (плохо). Летом жарко, а зимой. (холодно). Надя говорит тихо, а Вова. (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома. (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало. (весело).
Игра «Подбери слово»
Цель: формирование словаря наречий, формирование умения образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
Воспитатель. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
Игра «Хлопните в ладоши!».
Цель: формирование словаря наречий у старших дошкольников.
Воспитатель. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы - хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)
Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро. Радостно, бабушка, идет, грустно. Солнечно, тепло, красиво, стирает. Школа, растет, крепко, широко.
7. Раздел. Речевые игры направленные на обогащение словаря старших дошкольников за счет предлогов «на» «в» «из» «за» «под» «над»
Игра «Кормушка»
Цель: Овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
Ход игры.
На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
- Куда мы повесим кормушку? (На дерево)
- Куда насыплем корм? (В кормушку)
- Откуда вылетел воробей? (Из гнезда)
- Куда села синица? (На рябину) и т. д.
Игра «Незнайка»
Цель: Овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
Ход игры.
Воспитатель сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке. Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины».
Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.
Игра «Тишка»
Цель: Уточнение ребенком пространственного расположения предметов, выраженное предлогом ПОД, умение выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.
Воспитатель рассказывает о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят ребенка посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка?. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов ребенку потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:
- а если это был забор? ( Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)
-в доме было крыльцо. ( Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.
Игра «Елка»
Цель: Уточнение ребенком пространственного расположения предметов, выраженное предлогом ПОД, умение выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.
Воспитатель предлагает детям изображение новогодней ё лки и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?» Например:
- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин.)
- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз.)