Елена Осипова
Сборник методических рекомендаций для детей дошкольного возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ…2
ПРИМЕРНЫЙ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА :
Младший дошкольный возраст :
Занятие «Котята»…. …4
Занятие «Заинька»…6
.
Старший дошкольный возраст :
Занятие №1…. 8
Занятие №2…9
Занятие №3…. ….11
Занятие №4…. 13
Сказка-экспромт «Колобок»….14
Сказка-экспромт «Репка»….…. …. 15
ЛИТЕРАТУРА…. …16
Публикация «Сборник методических рекомендаций для детей дошкольного возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
В первые дни пребывания в детском саду ребёнок обычно испытывает стресс. У ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в не знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями. Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Первая встреча, как правило, происходит с воспитателем, которому нужно правильно установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими.
Какова же роль музыкального руководителя на этапе знакомства? Прежде всего, роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком музыкальными средствами. Приведем некоторые приемы, применяемые в музыкотерапии.
Занятие с каждым новым ребенком структурно содержит два этапа: вначале ребенок постепенно вовлекается в групповые музыкальные действия, и только после этого начинается целенаправленная работа.
Вначале я стараюсь заинтересовать ребенка общими играми и не требую сразу выполнения заданий. Некоторым детям важно несколько первых занятий просто посидеть на стуле и присмотреться к тому, что их окружает, и только потом они могут начать участвовать в процессе. Для ребенка новое занятие — это всегда ломка привычного стереотипа поведения, поэтому нужно дать ему время для выстраивания нового стереотипа. Но адаптационный период не может быть очень долгим, поскольку ребенок не должен привыкать к роли наблюдателя и вырабатывать новый стереотип пассивного зрителя.
Для тревожных, в частности, невротичных детей бывает необходимо предварительно пройти небольшой курс индивидуальных занятий, а затем уже включаться в общие. Дети с проблемами общения могут никак не проявить себя, но и отсутствие реакции на какое-либо упражнение тоже становится основанием для планирования дальнейшей работы с ребенком.
На этапе знакомства можно использовать упражнения для выявления склонностей и способностей ребенка (или наоборот).
Так же я стараюсь выяснить, какая музыка, и какой инструмент нравится или не нравится ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные) и как это проявляется; виды и степень активности, проявленной ребенком на занятии, изменение его поведения в процессе занятия. Таким образом, процесс адаптации пересекается с диагностическим обследованием музыкальных способностей ребёнка, сюда можно включить разнообразные игры, которые помогут, как и адаптации, так и диагностике, например:
- Игра - тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
- Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки", "Повтори мелодию»
- Тест - игра "Тембровые прятки"
- Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо"
- Тест - игра "Незавершённая мелодия"
- Тест "Музыкальная палитра"
- Тест "Музыкальный магазин"
- Тест "Хочу дослушать" и т. д. (см. «Диагностика»)
Например, если в группу поступил ребенок со страхами или нарушением общения и его надо вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, негромкой музыки. Дети слушают мелодию, незаметно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в него (поют, играют на музыкальных инструментах).
На данном этапе очень важно правильно организовать игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Основная задача таких игр - формирование
эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы.
Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение
можно используя здоровьесберегающие технологии: "пальчиковые" игры, логоритмику, психогимнастику, дыхательную и артикуляционную гимнастику, ритмопластику.
Кроме того, эти игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Если в детский сад поступило сразу несколько или больше новых детей, то целесообразно провести небольшой цикл занятий, которые помогут детям настроиться на взаимодействие с окружающими, постепенно влиться в не знакомый коллектив детей и в групповые музыкальные действия.
Примерный цикл занятий адаптационного периода
Младший дошкольный возраст :
ЗАНЯТИЕ «Котята»
Задачи:
• снятие эмоционального и мышечного напряжения
• развитие сенсорно-перцептивной сферы
• развитие координации движений
• развитие познавательной активности
• развитие крупной и мелкой моторики
Материалы: “волшебный” мешочек, клубочек, маленькие мячики, игрушечный котенок.
Ход занятия:
Приветствие.
Ребята, попробуйте угадать, кто спрятался в мешочке? (Ведущий дает детям потрогать игрушку в мешке, ответы детей). А как он говорит? (Мяу).
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнала
За чупочек подрала.
Ведущий предлагает детям поиграть.
– А сейчас, ребята, повернитесь вокруг себя 2 раза, чтобы превратиться в котят. (Дети поворачиваются и становятся на четвереньки).
Котятки нежатся на солнышке (лежат на ковре, вытягивают лапки)
– потягиваются
– умываются
– показывают коготки и т. д.
– Котятки, посмотрите, какой клубочек есть у меня. Какого он цвета, размера, формы? Поиграем с клубочком.
Ребята садятся на колени и пытаются достать клубок, привязанный на палочке.
Затем котята катают “клубки” (маленькие мячи) друг другу.
Ведущий говорит:
– А теперь котятам пора превратиться в мальчиков и девочек. Повернитесь вокруг себя 2 раза. Ну вот, вы снова девочки и мальчики.
Обратная связь. Дети вспоминают, какие игры и упражнения были проведены, обсуждают, что им понравилось больше всего.
ЗАНЯТИЕ «Заинька»
Задачи:
• снятие эмоционального напряжения
• развитие сенсорно-перцептивной сферы
• развитие крупной и мелкой моторики
• развитие координации движений
• развитие познавательной активности
Материалы: игрушечный заяц, “волшебный” мешочек, муляжи овощей (морковь, капуста, маски зайчат, листы с изображением моркови.
Ход занятия
Приветствие.
Ведущий спрашивает у детей :
Какое сейчас время года? Правильно, осень. А осенью собирают урожай. Вот и Заинька ходил на огород. Заодно зашел в гости, вас проведать. А с собой он прихватил мешочек с овощами. Чем же питаются зайцы? Попробуем угадать. (Ребята на ощупь угадывают, что находится в мешочке). Правильно, капустой да морковью. Дети определяют форму, величину овощей.
– Ребята, Заинька вам предлагает надеть маски зайчат и поводить хоровод.
(Ведущий помогает детям надеть маски, зайку сажают на стульчик в центр круга, ребята повторяют движения).
Заинька, походи, (ребята, взявшись за руки, водят хоровод)
Серенький, походи.
Вот так, походи,
Вот сяк, походи.
Заинька, топни ножкой, Топают ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так, топни ножкой,
Вот сяк, топни ножкой.
Заинька, покружись, Кружатся в разных направлениях
Серенький, покружись.
Вот так, покружись,
Вот сяк, покружись.
Заинька, походи, (ребята, взявшись за руки, водят хоровод)
Серенький, походи.
Вот так, походи,
Вот сяк, походи.
– Ребята, пригласим заиньку поиграть с нами в игру под названием “Мазай”. Сейчас по считалке выберем “Мазая” :
– Зайчик, зайчик, где ты был?
– Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!
“Мазаю” отводится место, остальные игроки сговариваются, какое движение будут показывать “Мазаю” (рубка дров, собирание ягод и грибов и т. д, подходят к нему и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем!
Затем играющие показывают движение. Если “Мазай” отгадывает, что показывают ребята, то они разбегаются, а “Мазай” их догоняет, кого первым поймает, тот становится новым “Мазаем”, и игра повторяется.
– Ребята, а сейчас покажите свои указательные пальцы. Замечательно! Вот мы и поиграем с ними. Игра “Цапки” : Ведущий вытягивает руку ладонью вверх. Каждый из участников игры на ладонь кладет свой указательный палец. Ведущий говорит:
На горе стояли зайцы
И кричали: “Прячьте пальцы!”
Цап!
При слове “цап!” все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, пытается схватить пальцы.
Ведущий показывает детям листы с изображением моркови и предлагает заштриховать горизонтальной штриховкой.
Обратная связь. Ребята прощаются с зайцем, вспоминают, какие игры и упражнения были проведены обсуждают
Старший дошкольный возраст :
ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Знакомство.
Цель: Установление доброжелательного контакта с детьми.
Задачи:
1. познакомиться с детьми;
2. установить доброжелательные взаимоотношения в группе;
3. сформировать представления детей о целях занятий.
Ход занятия:
Вводная часть
Упражнение “Давайте поздороваемся” (3 мин.)
Цель: формирование положительной установки на занятие посредством двигательной активности.
Ведущий: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом? (Они здороваются.) А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться за руку друг с другом.
Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т. д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.
Основная часть
Игра “Имя и движение” (5 мин.)
Цель: Установление доброжелательных взаимоотношений в группе.
Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение.
Анализ упражнения:
- Чьи имена тебе было легко запомнить?
- Чьи имена ты забывал?
- Чьи движения тебе понравились больше других?
Упражнение “Я дышу по-разному” (4 мин.)
Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Все мы умеем дышать и дышим всегда. Но дышим по-разному. Мы можем дышать часто через рот, как собачки в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот столько воздуха (психолог надувает маленький воздушный шарик). Можем дышать грудью. Давайте попробуем (дышим, выпячивая грудь). Так мы вдыхаем вот столько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем дышать глубоко, животиком. И тогда вот какой у нас получится шарик (надуваем самый большой и яркий воздушный шарик). Мы все умеем дышать, и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий, мы будем учиться правильно дышать. Дышать так, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и веселым.
Показ и объяснение назначения оборудования (2 мин.)
Заключительная часть (4 мин.)
Рефлексия занятия:
- Что узнали нового?
- Что понравилось в занятии?
Прощание.
ЗАНЯТИЕ №2 (продолжение темы)
Тема: Диафрагмальное дыхание.
Цель Формирование представлений у детей о дыхании, работе сердца, ознакомление с техникой диафрагмального дыхания.
Задачи: 1. Установить доброжелательные взаимоотношения в группе
2. Тренировать диафрагмальный вдох
3. Тренировать диафрагмальный выдох
4. Повысить самооценку ребенка
Ход занятия:
Вводная часть
Игра “Прошепчи имя” (5 мин.)
Цель: помочь детям наладить контакт друг с другом.
Инструкция. Встаньте так, чтобы было достаточно свободного места. Начните ходить по залу. При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя.
Теперь, пожалуйста, остановитесь. Сейчас вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь.
Анализ упражнения:
- Узнал ли ты, как кого зовут?
- Чье имя тебе было труднее всего запомнить?
- Чье имя тебе нравится больше всего?
- Доволен ли ты своим собственным именем?
Основная часть
Рефлексия предыдущего занятия (2 мин.)
Упражнение на диафрагмальный вдох “Воздушный шарик” (7 мин.).
Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравиться, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой. А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик. При вдохе надувается только живот, грудная клетка остается неподвижной.
Чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть им руку на живот и просить её вытолкнуть.
Заключительная часть (4 мин.)
Рефлексия занятия. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №3 (продолжение темы)
Ход занятия
Вводная часть
Игра “Все вместе!” (3 мин.)
Цель: снятие эмоционального напряжения, обеспечение возможности действовать сообща.
Ведущий заранее делит детей на 2 группы.
- Вы видите перед собой на полу небольшой остров (составленный из газет). Мне очень интересно, сколько человек может поместиться на этом островке? Чья команда быстрее всех разместится на острове, та и победит.
Усложнение задачи: уменьшение пространства газеты. Игра выполняется под музыку.
Основная часть
Рефлексия предыдущего занятия (1 мин.).
Игра на диафрагмальный вдох “Отгадай по запаху” (5 мин.)
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий (2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром).
А. “Парные коробочки” : ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из другого набора.
Б. “Поставь по порядку” : коробочки выставлены в определенном порядке, ребенок нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”. Усложнение возможно за счет увеличения количества коробочек.
Упражнения на диафрагмальный выдох “Мыльные пузыри” (5 мин.).
- Давайте устроим соревнование: кто сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надувать очень медленно.
При выдохе живот втягивается, как бы выталкивая воздух. Выдох должен быть свободным, а мышцы на лице при этом расслабленны. Чтобы помочь детям произвести правильный выдох, можно при выдохе класть им руку на живот и чуть-чуть надавливать на брюшную стенку. Обращаем особое внимание на движение брюшной стенки.
Упражнение “Загони мяч в ворота” на формирование длительного выдоха (5 мин.).
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, дети в парах попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
Заключительная часть (2 мин.)
Рефлексия занятия. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №4 (продолжение темы)
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение “Что я люблю делать” (5 мин.)
Цель: дать каждому ребенку возможность рассказать о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм.
Инструкция. Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Анализ упражнения:
- Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?
- Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?
- Кто из выступавших удивил тебя своими увлечениями?
- Трудно было тебе отгадывать?
Основная часть
Рефлексия прошлого занятия (2 мин.).
Упражнение на объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха (4 мин.).
Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух, давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуйте сдуть его медленно-медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко. Важно следить, чтобы каждый ребенок дышал в удобном для себя темпе, не подстраиваясь под других детей.
Упражнение “Качели” (4 мин.).
Откиньтесь на спинки стульчиков, устройтесь поудобнее. Я раздам вам игрушки. Давайте попробуем укачать наших маленьких друзей, им пора спать. Положите их себе на живот. На вдохе - они качнутся вверх, на выдохе - вниз. Так они быстро заснут!
Заключительная часть (4 мин.)
Рефлексия занятия. Прощание
Сказка-экспромт “Колобок”
Задачи:
• развитие внимания, речи, памяти, воображения
• снятие эмоционального напряжения
• развитие артистизма
• развитие крупной моторики
• развитие умения слушать партнера
• развитие умения использовать предметы-заместители
• развитие произвольного поведения
Материалы: маски персонажей (либо атрибутика, соответствующая персонажу, предметы-заместители для изготовления декораций.
Ход занятия
Приветствие.
Среди детей распределяются роли (по желанию детей). Участвуют все дети (могут изображать деревья, цветы, траву и т. д.)
Обратная связь. В конце представления дети аплодируют себе и другим.
Сказка-экспромт “Репка”
Задачи:
• развитие внимания, речи, памяти, воображения
• снятие эмоционального напряжения
• развитие артистизма
• развитие крупной моторики
• развитие умения слушать партнера
• развитие умения использовать предметы-заместители
• развитие произвольного поведения
Материалы: маски персонажей (либо атрибутика, соответствующая персонажу, предметы-заместители для изготовления декораций.
Ход занятия
Приветствие.
Среди детей распределяются роли (по желанию детей). Участвуют все дети (могут изображать деревья, цветы, траву и т. д.).
Обратная связь. В конце представления дети аплодируют себе и другим, делятся впечатлениями.
ЛИТЕРАТУРА
Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. (составители) Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет. —М. : Просвещение, 1983.
Бин Дж., Оулдфильд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. —М. : Теревинф, 2000.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для вузов. —М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Макшанцева Е. Д. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.
Фондорка Е. А. Музыкальные занятия // Опыт работы интегративного детского сада /Под ред. Н. Т. Бунимович. —М. : Теревинф, 2004.