Наталья Петрыкина
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель проекта: Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта:
• формировать умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
• развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
• учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции;
• использовать полученные знания в продуктивной деятельности.
Тип занятия: познавательно – исследовательский.
Форма занятия: игровая.
Продолжительность: 35 минут.
Участники проекта: группа детей в количестве 10 человек, воспитатели
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Оборудование и материалы: мяч, набор геометрических фигур, музыкальная фонограмма для физ. минутки, карточки в виде планет солнечной системы, листы бумаги в клеточку, простые карандаши, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Предварительная подготовка: Разучивание движений к физ. минутки «Инопланетяне», тактильное исследование объёмных геометрических фигур, придумывание задач и решения. Просмотр мультфильмов обучающего характера о геометрических фигурах. Чтение сказки Сытовой Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили»,коллективная аппликация «Город геометрических фигур».
Методы и приемы: поисковые (моделирование, эксперименты, игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, практические (упражнения, использования занимательного материала (ребусы, лабиринты, наглядный, использование ИКТ.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Основная часть (20 минут)
3. Физкультминутка (2 минуты)
4. Заключение (8минут)
Ход занятия.
1 этап: 5 минуты
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: да.
Воспитатель: А куда бы вы хотели отправиться в путешествие?
Дети: в Африку к слонам, вокруг света, путешествие по сказкам, один из детей предложил путешествие в космос, все ребята согласились, заявив, что это интересно и увлекательно.
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Рассыпался горох на тысячу дорог»?
Дети: Звездное небо.
Воспитатель: Сколько интересного хранят звезды! Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далеким звездам и может быть встретить звездных обитателей.
Воспитатель: загадывает загадку: Ночь приходит – она восходит.
В небе сияет, тьму разгоняет.
Дети: Луна
Воспитатель: У меня есть мечта – слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?
Дети: все хотим.
Воспитатель (руководитель управления полетами): Луна какую геометрическую форму имеет (шар, круг. мяч)
Воспитатель: на какого сказочного героя похож Луна (колобок и т. д)
Воспитатель : Мы полетим туда на космическом корабле, ракете.
На доске рисунок ракеты из геометрических фигур
Воспитатель: дети рисуем ракету.
Из каких геометрических фигур составлена наша ракета (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат).
Чем они похожи, а чем отличаются? (цвет, форма, углы)
Дети, поднимите свой треугольник, затем прямоугольник, потом круг.
Воспитатель: Путешествовать по Луне будем на лунаходе. Экскурсию проведет Лунтик. (на экране Лунтик)
Воспитатель: Дети нам нужно выбрать командира корабля с помощью считалки. Дети говорят считалку и выбирают командира.
Воспитатель : я буду руководитель полетом. Занять места в корабле, надеть комбинезон, шлем, пристегнуть ремни.
Командир из детей: Внимание, внимание. Объявляется трехминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем вместе обратный отсчет времени.
Все вместе: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (дети показывают цифры)
Командир: пуск!
2 этап. (20 минут)
Лунтик: Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами. Посмотрите в иллюминатор, мы видим Солнце. На какую геометрическую форму похоже солнце?
Дети: Шар, круг.
Лунтик: На какую фигуру похоже солнце? (яблоко, мандарин, апельсин).
Лунтик: давайте нарисуем круг и раздели пополам. (дети рисуют)
Лунтик: это полукруг и похож он на месяц.
Лунтик: наш полет продолжается и чтобы вам не было скучно предлагаю игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера). Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет получившуюся фигуру.
Лунтик: Молодцы! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?
Дети: это части.
Лунтик: Мы почти прилетели, но чтобы нам удачно прилуниться нужно решить несколько задач. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
Ребёнок. Условие, вопрос, ответ.
Воспитатель.Сколько чисел, как минимум должно быть в условии задачи?
Ребёнок. Два числа.
Воспитатель. Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?
Ребёнок. Плюс
Воспитатель. А если слово «осталось»?
Ребёнок. Минус
Лунтик:Внимание, внимание! Наш космический корабль идет на посадку! Толчок и мы прилунились (на экран выводит воспитатель луну)
Лунтик : Дети, что на луне вы видите?
Дети: горы.
Лунтик: На какие геометрические фигура они похожи.
Дети: на треугольник. Показывают треугольник.
Воспитатель : на луне кроме гор есть еще кратеры
Воспитатель: Вы узнали героя книги, который побывал на Луне.
Дети: Это Незнайка.
Воспитатель: Лунтик приготовил вам подарки. Это «лунный камень» и вы можете взять его с собой на память о Луне. Камни будете искать в песке, как найдёте, определите на ощупь и не вытаскивая его из песка скажите какой он формы.
Ребёнок. У меня лунный камень в форме шара.
Ребёнок. Я нашёл лунный камень в форме конуса.
Ребёнок. Я нашёл лунный камень в форме цилиндра.
Ребёнок. А у меня лунный камень в форме куба.
Лунтик: Вам пора возвращаться на землю.
Все прощаются с Лунариком. Дети садятся в корабль и отправляются домой.
3часть (2минута)
Воспитатель: физкультминутка
Подними ладошки выше.
и сложи их уголком.
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Опустить руки.
Нарисуй квадрат ладошкой.
Ладошками рисовать большой и маленький квадраты
Что же вышло?
Стенка вышла
И окошко нам с тобой.
Вот так дом, хороший дом.
Два хлопка слева, два справа.
Будем счастливы мы в нем.
заключение (8 минут)
Воспитатель: Ребята, выберете фигуры какие вам понравились и покажите. А я попытаюсь объяснить значение каждой.
Дети: Круг.
Воспитатель: круг - самая добрая из всех фигур. Именно он скрепляет коллектив, семью, близких. Это семейная фигура.
Треугольник - сильная личность. Он решителен, энергичен, ставит ясные цели и, как правило, достигает их. Треугольник - очень уверенный человек.
Квадрат. Если вы выбрали в качестве своей основной формы квадрат, то вы - неутомимый труженик! Человек, который любит трудиться.
Прямоугольник. Прямоугольник нередко находится в состоянии замешательства, неопределенности в отношении себя. Он отличается низкой самооценкой, стремится стать в чем-то лучше, ищет новые методы работы, пытается изменить стиль жизни.
Вот и подошло к концу наше путешествие «Звездная математика».С чем мы сегодня работали на занятии?
Дети: с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Чему вы научились на занятии? Понравилось ли вам оно? А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите руки вверх, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда опустите руки вниз.
С математикой дружите, знания свои копите. Пусть помогут вам старание, память, логика, внимание.
Список используемой литературы:
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учебное пособие. – СПб: Музыкальная палитра, 2011.
2. Касицына М. А. Дошкольная математика. 1и 2-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. – М. : Гном, 2004.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : Карапуз-дидактика, 2009.
4. Метлина Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 1984
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.