Ирина Беляева
Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В пособии представлены конспекты показательных занятий, которые были организованы и проведены для воспитателей МКДОУ детский сад № 15, показаны на районных методических объединениях.
Автор-составитель:
И. А. Беляева – воспитатель МКДОУ детский сад №15
Рецензия: директор МКУО РИМЦ О. Р. Мазаева,
методист МКУО РИМЦ Павловского района С. В. Христенко.
доцент кафедры педагогических наук и БЖД В. А. Панова
(Таганрогский институт имени А. П. Чехова).
Публикация «Сборник конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию c детьми 3–6 лет» размещена в разделах
Конспект НОД по познавательному развитию
(ознакомление с природой)
средняя группа
Тема: «Как начинается осень»
Цель: познакомить с характерными признаками осени.
Задачи:
Образовательные :
• учить устанавливать причинные связи; развивать слуховое и зрительное внимание.
• формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.
• учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями;
• закрепить счет до трех, умение сравнивать совокупности, предметы по величине и форме;
• продолжать учить рисовать предметы округлой формы и закрашивать изображение цветными карандашами.
Развивающие :
• развивать познавательный интерес детей к жизни леса и его обитателям;
• развивать общую и мелкую моторику, умение соотносить слова и движения.
Воспитательные:
• формировать эмоциональный отзыв на красоту осени;
• воспитывать коммуникативные навыки
Материалы и оборудование:
Книга (рассказ О. Иваненко «Спокойной ночи»)
Магнитофон.
картинки с изображением осени
картинки «Одежда»
Осенние листья, грибы, орехи.
Цветные карандаши и листы бумаги с нарисованным контуром мешка.
Картофель разной величины и формы.
Фрукты (для угощения).
Предварительная работа:
Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека, экскурсия по экологической тропе детского сада, сбор осенних листьев и составление из них букетов. Дидактические игры. Чтение стихотворений об осени.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
(организационный момент)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Жила-была семья: отец и четыре дочери.
Отца звали год, а дочерей Зима, Весна, Лето и Осень.
Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из них, а с какой, это вы отгадаете, когда прослушаете отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям.
Воспитатель: О каком времени года идет речь? Как вы догадались? Что происходит с листочками?
Дети:
• В отрывке говорится об осени
• Желтеют.
• Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый. Опадают.
Воспитатель: Когда листочки опадают, как это называется?
Дети: Листопад
Воспитатель: Ребята давайте вместе вспомним стихотворение В. Мировича «Листопад»
Листопад, листопад
Листья желтые летят;
Под ногой шуршат, шуршат;
Скоро голым
Станет сад.
Основная часть
(Воспитатель раскладывает на полу осенние листья. Желтых по количеству детей, а красных и оранжевых- на половину группы).
Воспитатель: Представьте, что вы осенний ветерок. Ветерок подхватил листочки и закружил их в воздухе.
Возьмите в правую руку желтый листок, а в левую листочек другого цвета.
Какого цвета листик у тебя в левой руке?
Сколько у тебя листочков? (ответы детей)
Дети под музыку двигаются по группе.
Воспитатель: Какая погода бывает осенью?
Дети: Холодно, часто идут дожди.
Воспитатель: Отличается ли ветер, который дует летом от осеннего ветра?
Дети: Осенний ветер холодный, а летний теплый
Предлагается детям спеть песенку сильного ветра (дети с силой выдувают воздух)
Воспитатель: Как называется сильный ветер?
Дети: Ветер
Воспитатель: Вот ветер начал стихать и утих совсем (дети дуют с меньшей силой)
-Как называется слабый ветер?
Дети: Ветерок
Воспитатель: Только что вы ветер слышали, а можно ли его почувствовать? (дети с разной силой дуют себе на руку)
-Можно ли ветер увидеть? (эксперимент с султанчиками)
(Дети машут султанчиками)
Воспитатель показывает фотографии детей в одежде в разное время года. Приложение 1
Воспитатель: Какая фотография сделана осенью?
Дети показывают соответствующую картинку.
Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей)
-Зачем дети надели сапоги, шапки, куртки?
Дети: осенью стало холодно, подули сильные холодные ветра
Воспитатель: Зачем девочке зонт?
Дети: Осенью часто идут дожди.
Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем изобразить дождь движениями.
Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.
-Если дождь сильный, наступаем всей ступней.
-Вспомним как называется слабый дождь (дождик)
По сигналу воспитателя «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующие движения.
Дети садятся на ковер, воспитатель читает загадку-стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года…
Осенью зовется.
М. Ходякова.
Воспитатель: Несмотря на то, что и небо хмурое, что дождик без конца, осень очень красивое время года.
-Посмотрите на картинки с изображением осени.
Воспитатель кладет перед детьми картинки и снова читает стихотворение по одной строчке
Дети должны показать соответствующие картинки. Приложение 2
Воспитатель: А что же сейчас происходит в осеннем лесу? Ребята, давайте с вами послушаем лесные звуки (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Кто что слышал?
Дети: Шелест листочков, шум дождя, шорохи и крики животных, птиц.
Воспитатель: Ребята, а что же делают осенью звери: медведь, еж, белка.
Дети: Они готовятся к зиме. Медведь много ест, набирает жир. Белка собирает грибы, орешки и складывает их в дупло. Еж зарывается в листочки и засыпает.
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Осенние заботы»
Слушайте внимательно, задания выполняйте старательно:
Медведь в глухом лесу живет.
Летом ест малину, мед.
Ложится осенью в берлогу косолапый,
До весны он будет спать и сосать лапу.
(Ходьба, имитирующая медвежью походку, затем дети ложатся на ковер)
Скачет ежик меж дубками
Своими мелкими шажками.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
А под елочкой прошел,
Два грибка себе нашел.
(Семенящий бег мелким шагом, дети должны взять с ковра два грибка)
Белка прыгала, скакала.
К зиме кладовки запасала.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
По сторонкам погляди,
В дупло один орех неси.
(Дети скачут на двух ногах, затем берут по одному ореху)
Воспитатель: Ребята, сколько у вас орехов? А сколько грибов? Чего больше, орехов или грибов?
Дидактическая игра «Осенние запасы»
Воспитатель: Не только животные готовятся осенью к зиме. И у людей много хлопот в это время года: нужно успеть собрать урожай с огородов и садов. Часто урожай собирают и складывают для хранения в ящики или мешки. Давайте поиграем и сложим в мешки овощи и фрукты.
Словесная игра «Собери урожай»
(Воспитатель говорит начало предложения, дети правильно договаривают)
Если мы сложим в мешок картошку, то можно сказать, что заготовили на зиму мешок картошки.
Если наберем в мешок лук, то получится мешок. (лука).
Если наберем в мешок яблоки, то получится мешок. (яблок).
Если наберем в мешок морковь, то получится мешок. (моркови).
Если наберем в мешок капусту, то получится мешок. (капусты).
Если наберем в мешок груши, то получится мешок. (груш).
Если наберем в мешок свеклу, то получится мешок. (свеклы).
Если наберем в мешок орехи, то получится мешок. (орехов).
Рисование «Мешок картошки»
Воспитатель: А вот и пустой мешок, мы наполним его нарисованной картошкой. Взгляните на настоящую картошку. Все картофелины одинаковые? Чем они отличаются? Есть большие и маленькие картофелины. Одни по форме круглые, другие вытянутые. А какого цвета карандаш мы будем использовать для рисования картофеля? Коричневый карандаш. Посмотрите, как я рисую и закрашиваю картошку. (Показ выполнения работы). Мы должны наполнить весь мешок картофелинами, но постараться не вылезать за границы мешка.
Заключительная часть (рефлексия)
-О каком времени года мы сегодня говорили?
-Что интересного вы запомнили?
-В какие игры мы играли?
-Какая игра вам понравилась больше всего?
Угощение фруктами.
Используемые источники:
1. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. https://vospitateljam/ru/
3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Конспект НОД по познавательному развитию
(предметное окружение)
средняя группа
Тема: «Спички детям – не игрушка».
Цель: дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные
- познакомить детей с понятием огонь, дать представление о пользе и вреде огня для человека;
Развивающие
- способствовать запоминанию детьми правил безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций, развивать творческие способности детей;
Воспитательные
- воспитывать умение слушать и слышать педагога, воспитывать чувство самосохранения.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Путаница», сказка «Кошкин дом», сказка «Как человек подружился с огнем», чтение загадок об огне;
заучивание стихов об огне;
тематическая выставка книг в группе «Огонь вокруг нас»;
продуктивная деятельность : лепка «Ведрышко для курочки», рисование «Огнетушитель».
Работа с родителями: оформление уголка пожарной безопасности в группе, изготовление родителями стенгазет на тему «Спички детям – не игрушка», изготовление домика для кошки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, есть много разных игрушек. В которые любят играть дети. Назовите их.
Дети: Машины, куклы, конструкторы, мячи…
Воспитатель: Но есть такие предметы, которыми, ни в коем случае играть нельзя. Какие? Об этом вы узнаете, если отгадаете загадку.
Ох, опасные сестрички
Эти маленькие ….
Дети: Спички.
Воспитатель: Вы правы. Все мы знаем, как выглядят спички и умеем ими пользоваться. Но знаете ли вы, как добывали огонь раньше, когда спичек еще не было? Человек брал горящую головешку и разводил костер, который потом охранял днем и ночью, чтобы огонь не потух. А потом появилось огниво: железная пластинка, кремень и фитилек. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилек и затеплится. По сравнению с другими изобретениями спички появились не так давно, в 19 веке. Помимо обычных, которыми зажигают газовую плиту, существуют еще несколько видов спичек. Например: сигнальные. Их берут с собой путешественники, геологи…Одни спички светятся красным пламенем, другие – синим, третьи – зеленым.
А специально для рыбаков придуманы такие спички, которые не боятся воды! (Воспитатель показывает картинку с изображением таких спичек)
Но бывает, что одна маленькая спичка может стать причиной большого пожара!
А скажите. Огонь_ это хорошо или плохо?
Дети: И хорошо и плохо. С помощью огня мы готовим пищу – это хорошо.
Огонь согревает наши дома – это тоже хорошо. Горят леса – это плохо.
Может сгореть дом – это тоже плохо.
Воспитатель: Вы правы. А сейчас давайте с вами поговорим о том, что необходимо для поддержания огня. Для этого мы проделаем опыт.
Опыт: возьмем три свечи, две банки – большую и маленькую. Зажжем свечи, накроем одну свечу маленькой банкой, другую – большой, а третью не будем накрывать. Как вы думаете, какая свеча потухнет раньше, а какая – позже всех?
Дети: (выдвигают разные версии).
Воспитатель: давайте проверим ваши предположения.
(Проводим опыт и опытным путем выясняем, что под маленькой банкой огонь гаснет первым, затем – под большой, а дольше всего горит не накрытая свеча).
Как вы думаете, почему свеча под маленькой банкой так быстро погасла?
Дети: Потому что там воздуха мало.
Воспитатель: Да, это так. Значит, для того, чтобы погасить пожар, нужно прекратить доступ воздуха. Именно поэтому во время пожара нельзя открывать окна. Скажите, как можно погасить пожар?
Дети: Огнетушителем, водой.
Воспитатель: А если у нас нет ни воды, ни огнетушителя, но мы знаем, что без воздуха огонь погаснет.
Дети: Накрыть одеялом, засыпать землей, песком.
Воспитатель: Вот мы сейчас и поможем таким образом помочь кошке погасить пожар.
Игра-эстафета «Помоги кошке» с мешочками с песком.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте послушаем, какие правила надо соблюдать. Чтобы не попасть в беду.
Огонек всегда такой-
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Ребенок 1: Возле газовой плиты
Расшалился – жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой.
Ребенок 2: Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком.
Не играет с утюгом.
Ребенок 3: Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.
Ребенок 4: Если загремит гроза,
В страхе закрывать глаза
Неразумно и смешно.
Надо закрывать окно.
Ребенок 5: Взгляд лесничего суров:
-Здесь не место для костров!
Погасить велел костер,
И закончил разговор.
Ребенок 6: Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Ребенок 7: Сено вспыхнет непременно
От соседа огонька…
А не дашь Буренке сена,
Не получишь молока.
Ребенок 8: Побежал как ручеек,
В старой травке огонек.
Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?
Воспитатель: А теперь я хочу проверить ваше внимание. Посмотрите на эту картину и скажите, какие нарушения могут привести к пожару. (Воспитатель показывает картинки с изображением различных ситуаций, которые могут привести к пожару.)
Дети: Горят свечи на елке, занавеска близко к печке находится, на печке чайник кипит. Утюг стоит близко к краю стола. Обогреватель включен и стоит посреди комнаты. Слишком много приборов включено в одну розетку.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Скажите, что вы будете делать, если вдруг случится пожар: возьмете огнетушитель и будете тушить пожар, спрячетесь под кровать или в шкаф?
Дети: Нет. Надо выбежать из дома и позвать на помощь взрослых.
Воспитатель: Вот здесь у меня есть таблички с разными номерами телефонов, выберите номер, по которому нужно звонить в службу спасения.
Дети: Телефон службы спасения 01.
Воспитатель: Я хочу предложить вам еще один опыт, чтобы понять, чем еще опасен огонь. Я вам дам по воздушному шару красного цвета, вы их надуете, и не спускайте, а по моей команде выпустите из рук. Это будут искорки костра. Начинаем дуть.
(Дети надувают шары, потом соединяют их в один большой «костер», а потом по команде отпускают.)
Посмотрите, как разлетелись искры далеко. Вот также и от настоящего костра искры летят в разные стороны.
(Звонит телефон.)
Алло. Здравствуйте. С кем я говорю? Ребята, это Аркадий Паровозов! Да, я слушаю вас. Да, я все поняла.
Дети, звонил Аркадий Паровозов, ему нужна ваша помощь: он передал нарисованные огнетушители. Их необходимо раскрасить, поможем ему?
(Выполняется практическая работа, раскрашивание огнетушителей.)
Давайте разложим их, посмотрите, какие замечательные огнетушители получились. Я уверена, они обязательно понравятся Аркадию Паровозову.
Заключительная часть (рефлексия).
Дети, сегодня вы узнали много интересного о том, что нужно знать для того, чтобы избежать пожара. А что надо делать, если вдруг пожар возник?
Дети: Выбежать из дома. Позвать на помощь взрослых и позвонить в службу спасения 01.
Воспитатель: Как лучше погасить огонь?
Дети: Огнетушителем, водой, накрыть чем-нибудь, если он небольшой или засыпать песком или землей.
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы пожар не возник?
Дети: Не играть спичками.
Воспитатель: Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром – в пятнашки,
В прятки – с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Даже с волчонком – пожалуйста!
Даже с тигренком – пожалуйста!
Но если ты вздумал
Играть с огнем,
То уж потом не жалуйся!
Но я уверена, что с вами не случится никакой беды, потому что вы знаете правила пожарной безопасности. Будьте всегда здоровы!
Ожидаемый результат:
Сформировано бережное отношение к своему здоровью, сформированы элементарные правила пожарной безопасности.
Работа с родителями: оформление уголка пожарной безопасности в группе, изготовление родителями стенгазет на тему «Спички детям – не игрушка», изготовление домика для кошки.
Используемая литература:1. Авдеева Н. Н. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность».
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 1990, № 11 – 2004.
3. Маршак С. Я. Сборник стихотворений для детей. АСТ, 2006