Ирина Сметанина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 4–5 лет Тема «В лесу мы гости»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 4-5 лет
Тема «В лесу мы гости»
Воспитатель:
Сметанина И. Н.
Цели:
- Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
- Расширение кругозора детей, развитие устной речи, внимания, мышления.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольника 4–5 лет Тема „В лесу мы гости“» размещена в разделах
- Развитие творческого воображения, фантазии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассматривание деревьев, которые растут в лесу, рассматривание птиц. Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о лесе, о деревьях, о птицах, отгадывание загадок о лесных обитателях.
Средства: картины с изображением леса, картинки А4 с изображением леса, картинки с изображением деревьев, птиц, грибов; имитация лесной поляны (пеньки, грибы, елочки); запись пения птиц.
Ход ОД
Вводная беседа
Дети свободно стоят
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попытайтесь ее отгадать.
Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, зимой согревает.
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню – костяникой.
Машеньку - орешками, Петю – сыроежками.
Катеньку - малиной, Хулигана - хворостиной.
Дети: Это лес.
Воспитатель: Наверное, многие из вас вместе с родителями были в лесу. А вы хотите сегодня, сейчас оказаться в лесу? (Да). Тогда закрывайте все глаза и представьте перед собой картину леса. (Звучит запись пения птиц).
Воспитатель: Ребята, откройте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в гостях у леса (осматриваемся). Посмотрите, какие пенечки в лесу, давайте мы сядем на них. Посмотрите, сколько деревьев в лесу (показывает на картины с изображением леса).
Сейчас я буду показывать деревья, а вы будете их называть и читать стихи о них. (Показ деревьев).
Чтение стихов детьми о деревьях.
Осинка.
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки -
Надо погреться бедной осинке.
Березка
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках. С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую
Люблю березу русскую.
Дуб
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до самой осени дуб стоит зеленый,
Значит он выносливый, значит закаленный!
Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой. Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом
Береги меня!
В полдень подо мною спрячешься от зноя,
Вырасти меня!
Я тебя листвою от дождя укрою,
Поливай меня!
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое дерево. А что это за дыра на дереве? Кто же в нем мог поселиться? (Белочка и бельчата).
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
Белочки живут в лесу круглый год. Ведь у них есть жилище и много корма в лесу. Ребята, а чем питается белочка? (шишки да орехи, ягоды да желуди, и конечно же, грибы - любимое лакомство белочек).
Вы знаете, какие грибы растут в лесу? Сейчас я вам покажу.
(Показ картинок с грибами) Белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, маслята - это съедобные грибы. Есть ядовитые, например, поганки, мухоморы. Их людям употреблять в пищу нельзя. А что же делать с этими грибами? Может растоптать? Сбить их палкой? (Нет, этого не надо делать). Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например, лесной красавец лось не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами растений, но и ест грибы. А мухоморы для лося - лекарство.
- Кого из зверей, жителей леса, вы знаете? (ответы детей). А кто из зверей зимой залегает в спячку? (медведь, еж, барсук). Ребята, а давайте мы с вами превратимся в зверей. Звери, быстро просыпайтесь. На зарядку собирайтесь!
Физкультминутка. «Звери делают зарядку».
Звери делают зарядку - (ходьба на месте, руки на поясе)
Кто вприскочку (прыжок вверх)
Кто вприсядку (присесть, руки вперед,
Кто-то плечи поднимает (вставая, поднять плечи (руки свободно опущены) Кто-то плечи опускает опустить плечи)
Сделаем руками взмах, (руки в стороны)
Вправо мах и влево мах, (маховые движения ногами вправо - влево) Полуприсед, (полуприсед, руки на поясе)
Присед (присед)
Наклон (наклон вперед, руки в стороны)
Всем спортсменам шлем поклон, (подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола)
Стройными, красивыми,
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько птиц в лесу.
( Птицы заранее прикреплены на магнитную доску: перелетные птицы вместе с зимующими птицами)
Воспитатель: Отгадайте загадки, назовите и покажите птиц.
Загадывание загадок - (о дятле, о сороке, о сове, о вороне).
1. Кто летает, кто стрекочет -
рассказать нам новость хочет? (Сорока)
2. Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах, А зовут ее. (Ворона)
3. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
Станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
4. Черный жилет,
Красный берет
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
Дидактическая игра в кругу с мячом «Назови зимующую, перелетную птицу»
После игры дети снова садятся на «пенечки».
Воспитатель: А как надо вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям?
Дети:
1. Не шуметь и не кричать.
2. Не ломать ветки, не рвать цветы!
3. Не разорять муравейники!
4. Не разорять птичьи гнезда!
5. Не брать птенцов из гнезда!
Чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять: В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с этими правилами? (Да). Дети встают с «пенечков»
Чтение стихотворения Я. Акима «Земля»
Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут,
Смотрят в речку удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похоже нету!
Воспитатель: Закрывайте все глаза.
(звучит спокойная музыка, когда запись останавливается, дети открывают глаза).
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были, понравилось вам?
Литература:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А.
Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005.