Лучший педагог года

Опыт работы «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО»

Светлана Игнатова
Опыт работы «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО»

«Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО».

(Анализ проделанной работы и обобщение деятельности)

1. ВВЕДЕНИЕ.

В 2021-2022 г. г. в нашем детском саду была организована опорно-методическая площадка по теме «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО».

С чего всё началось? В начале 2020 года для дошкольных организаций Усть-Куломского района был объявлен грантовый конкурс, в котором мы, педагоги МДОУ Помоздинский детский сад № 4 «Солнышко», приняли участие с проектом «Моя первая лаборатория», целью которого являлось – поддержка познавательной инициативы и удовлетворение потребности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности посредством создания мини-лаборатории.

Что мы хотели? Мы решили, что нам необходимы современные уголки детского экспериментирования и назвали наш проект «Моя первая лаборатория», так как проект даст возможность детям заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Благодаря проекту обновленная предметно-пространственная среда центра познавательной активности будет способствовать повышению компетентности педагогов, их профессиональному росту, позволит перейти на новый образовательный уровень и повысит уровень заинтересованности и участия родителей в образовательном процессе.

Мы считали, что проблема актуальна, так как соответствует психологическому своеобразию современного детства и отвечает социальному заказу общества в формировании активной, творчески развитой личности.

Наша творческая группа по созданию проекта состояла из 3 педагогов первой категории. Огромная работа над проектом дала нам возможность стать победителями и выиграть грант. С сентября 2020 года мы плотно начали работу с детьми по исследовательской деятельности, используя оборудование, приобретённое на грантовые средства.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Как и когда мы использовали экспериментальную деятельность?

Работа в этом направлении шла непрерывно:

организовывались и проводились опыты на занятиях, на прогулке,

создавались ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка:

- Рисование в технике «Граттаж» - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом. Материалы: белый картон, свечка, кисть, гуашь + капелька средства для мытья посуды, зубочистка.

- Фильтрация воды, ловля снежинок, перемещение воды из одного сосуда в другой – всё это детям очень интересно.

Какое удивление дети испытывают даже при проведении самых простых экспериментов:

Например, при проведении опыта «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шуба?» ребята разделились на 2 подгруппы – одни предположили, что снег растает быстрее в «шубе», а другие сказали, что быстрее растает на воздухе в открытом ведре.

После тихого часа первая подгруппа детей была очень удивлена, что снег в одеяле совсем не растаял, а дети из второй подгруппы с гордостью говорили, что они предположили правильно.

Этапы развития экспериментальной деятельности:

1. Наблюдение - это первый этап к становлению экспериментальной деятельности.

Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

2. Размышление - второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента.

При наблюдении ребенок начинает размышлять, что помогает ему сформулировать некоторую гипотезу, интересную для него самого, и высказать предположения для решения поставленной проблемы. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать.

Так, например, после того, как мы с детьми пускали в воде бумажные кораблики, бумага намокла, кораблики испортились. Но некоторым детям пришла идея – они «выловили» всю бумагу из воды, выложили её в ёмкость, утрамбовали, а на другой день заметили, что вода испарилась, а вместо разорванной бумаги получился «картон».

3. Проверка гипотезы - проведение опытов и экспериментов.

Ребенок пытается доказать правоту своей гипотезы (предположения).

Самодельный картон детей при ощупывании разломался, и, тогда они решили провести свой опыт заново, но добавить в кусочки бумаги клей ПВА, предположив, что с клеем их картонка станет крепче. Проверив своё творение через несколько дней, дети были рады тому, что их гипотеза подтвердилась.

4. Вывод. На этом этапе ребенок пытается ответить на вопросы «Как? Зачем? Почему?», подтвердилась или нет его гипотеза.

Последний этап дается детям труднее, чем предыдущие, но если экспериментировать с детьми регулярно, то большинство детей легко с ним справляются.

Методы и приёмы экспериментальной деятельности:

Мы использовали следующие приёмы и методы экспериментальной деятельности:

Проблемно-поисковый метод.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы, попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат.

Так, при знакомстве детей со свойствами магнита, были созданы проблемные ситуации, где детям необходимо было выдвигать свои гипотезы, экспериментировать, чтобы «помочь» сказочным персонажам.

Наблюдения за объектом.

Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Опыты и эксперименты.

Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов, а также проводят самостоятельные опыты.

Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать.

Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В процессе детского экспериментирования дети учатся – Видеть и выделять проблему – Принимать и ставить цель – Анализировать объект или явление – Выделять существенные признаки, связи – Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения – Отбирать материал для самостоятельной деятельности – Делать выводы.

Предметно-развивающая среда –

Центр экспериментирования «Моя первая лаборатория»: в старшей разновозрастной группе:

Приборы для проведения опытов:

пробирки, магниты, лупы, микроскопы,

весы, шприцы без игл, пипетки, тёрки,

деревянные палочки, воронки, сито,

свечи, зеркала, песочные часы,

резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты и пр.

Коллекции:

Наборы тканей, бумаги, гербарий.

Коллекции металлов, семян и плодов, мыл и пр.

Природные материалы:

песок, опилки, камни, ракушки, шишки, сухие листья.

Некоторые пищевые продукты:

соль, сахар, горох, мука, сода, крупы и пр.

Инвентарь для уборки - Специальная одежда (халат, фартук, шапочки, перчатки).

В центре также помещены схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов, инструкции по работе с разными материалами.

Ежегодно с детьми выращиваем рассаду цветов, огурцов и пр. Поэтому центр экспериментирования становится в весеннее время становится намного больше.

Сотрудничество с родителями

Проводятся консультации по опытно-экспериментальной деятельности индивидуально, в беседе с родителями в ВКонтакте, также в беседе выкладывается информация по проведённым в детском саду с детьми опытам для того, чтобы дети, которые пропустили ДОУ, могли вместе с родителями провести эксперименты в домашних условиях.

Родители вовлекаются к проведению вместе с детьми опытов в домашних условиях, затем дети показывают их в детском саду (делятся своим опытом перед другими детьми, таким образом, учатся выступать перед аудиторией).

Семьи помогают в пополнении центра экспериментирования (принесли магнитные принадлежности для проведения опытов, сосуды, разные виды тканей, бумаги, нитки, иллюстрации и пр. ,

участвуют с детьми в кустовых конкурсах (представили видеоролики с опытами детей на конкурс «Мир открытий в 2021 и в 2022 г.)

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по опытно - экспериментальной деятельности, можно отметить, что поставленная цель и задачи реализованы успешно.

За период функционирования опорно-методической площадки нам удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашего детского сада.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальная деятельность - это очень увлекательное, интересное и необычное занятие.

Поэтому, из вышесказанного следует, что необходимо поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Мы будем продолжать работу с детьми по теме опытно - исследовательской деятельности, т. к. видим результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО»
Опубликовано: 2 августа 2024 в 12:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Игнатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД