Мячина Галина Вячеславовна
Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
• Сомато-пространственная ориентации (относительно собственного тела)
• «Вот какие мы» (освоения детьми асимметрии собственного тела)
Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
Инструкции : «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у Лены (Коли, Вани) впереди, что сзади?»
Публикация «Сборник игр по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• «Наводим порядок» (научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии)
Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т. д.
Дети выполняют действия по инструкции.
Инструкции : «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.
• «Одеваем куклу»
Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети выполняют действия по инструкции.
Инструкции : «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «За-вяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок и др.
• «Скажи, кто, где находится»
Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.
Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.
Инструкции : «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее сзади себя»; «Расскажи, кто где находится» и т. д.
Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.
Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.
Инструкции : «Посади мишку впереди Маши, куклу – сзади Маши»; «Расскажи, кто, где находится».
• «Далеко-близко»
Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.
Инструкция : «Скажи, где мишка». ( Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы (Сони, Серёжи)».
ориентация в трехмерном пространстве
• «Волшебные вагоны»
Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.
Инструкции : 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котёнка сзади мишки»;
2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто сзади мишки» и др.
• «Угадай игрушку»
Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.
Инструкции : «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки» и др.
• «Собери сказку»
Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.
Инструкции : «Поставь матрёшку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машину между мячиком и елочкой».
ориентация в двухмерном пространстве
• «Солнышко»
Ход игры. На мольберте - изображение домика и солнышка.
Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы : «Где солнышко находится утром?», «Где солнышко вечером?»; «Где солнышко находится днем?».
• «Игрушки для белочки»
Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с изображением белочки в нижнем левом углу и цветные карандаши.
Дети выполняют действия по инструкции.
Инструкции : «Нарисуйте жёлтый шарик далеко от белочки. Нарисуйте зелёный мяч близко к белочке. Нарисуйте синий кубик между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
• «Коврики»
Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.
Дети выполняют действия по инструкции.
Инструкции : «Будем рисовать коврики. Нарисуйте красный круг в середине листа. Сверху от круга - зелёный квадрат. Снизу от круга — оранжевый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому жёлтому кругу».
Упражнения на развитие функций моторного планирования: серийной организации движений с различными темпо-ритмическими характеристиками.
• различение и воспроизведение заданных темпа и ритма
• выкладывание (продолжение) визуально-ритмических рядов (различной сложности)
-по образцу
-по словесной инструкции
-продолжение графического изображения
• «Веселые инструменты»
Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). Детям нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или отстукивания ладонью по столу, затем сосчитать количество ударов.
Инструкция : «Слушай внимательно, хлопай так же».
• «Сделай, как я»
Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме, затем отвечают на вопросы.
Инструкция : «Сделай правильно». Вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?».
• «Танцы снежинок»
Ход игры. Перед детьми - ряд изображений снежинок (листьев, цветов и т. д.) Дети хлопают (топают, постукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов, например
Инструкция : «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».
Упражнение может выполняться и наоборот: педагог отстукивает ритм, а дети подбирают походящую картинку.
• «Бабочки и цветы»
Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Перед детьми - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек, расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.
Инструкция : «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно» Движения могут совершаться руками, ногами, с помощью предметов, например,игрушечного молоточка, мяча….
упражнения на развитие фонематических процессов
• развитие слухового внимания на неречевом материале
• Что звучит?
• Где звучит?
• Сколько раз звучит?
• Что звучит сначала, что звучит потом?
Ход игры. Логопед демонстрирует детям
-звучание разных предметов (бумага, льющаяся вода, пакет и др.)
-музыкальных инструментов (погремушка, маракасы, бубен, колокольчик и др.)
- футляров от «киндер –сюрпризов» с различными наполнителями.
Инструкция : «Послушайте внимательно и покажите, что вы сейчас услышали? Где? Сколько раз? Что звучало сначала, что звучало потом?» У детей такие же предметы и инструменты, как и у логопеда. Логопед прячет источник звука за ширмой, либо дети отворачиваются или закрывают глаза.
• развитие фонематического слуха с использованием речевого материала (на этом этапе речевой материал произносит логопед)
• «Играем со словами»
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, дети кладут фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок раскладывает картинки (слушая, как слова называет логопед) на две группы: к длинной полоске и к короткой.
• «Поймай звук»
Ход упражнения: Логопед произносит отдельные звуки (начиная с гласных, ребенок совершает заранее оговоренное действие, когда услышит нужный звук.
Инструкция : «Хлопни в ладоши («поймай» в кулачок, брось фишку в коробку и т. д., когда услышишь звук А».
Подключаем зрительные символы звуков.
• «Спрячь слово»
Ход игры: дети отстукивают количество слогов в слове (обучаясь практическим навыкам деления слов на слоги).
Инструкция : «Сейчас мы с вами будем передавать телеграммы. Передайте слово : «машина» и т. д. Слова можно отхлопывать ладонями, отстукивать мячом, ложками, ногами и т. д.»
• «Волшебный поезд»
Ход игры : перед детьми вагончики с разным количеством окошек и предметные картинки.
Инструкция : «Разложите груз по вагончикам. Если в слове слышим один слог (одну «песенку», то кладем в вагончик с одним окошечком и т. д.
игры и упражнения на воспроизведение отдельных звуков и слогов.
• Произнести звук столько раз, сколько точек на кубике.
• Произнесение серии звуков с опорой на визуально-ритмический ряд.
• Произнесение серии слогов с опорой на визуально-ритмический ряд.
- прямые слоги (ма, на, па)
- обратные слоги (от, ут, ум)
- закрытые слоги (мак, кап, бух)
- открытые и закрытые (на - ан, пу - уп)
- со стечением согласных (мда - мдо - мды, анк – онк - унк)
воспроизведение слов различной слоговой структуры
• «Что спрятано?»
Ход игры: с опорой на визуально ритмический ряд ребенок произносит последовательно два разных открытых слога. В конце логопед просит назвать, какое слово получилось и открывает спрятанный предмет (или картинку).
• «Собери слово»
Ход игры: Логопед, предлагает ребенку сложить разрезную картинку (из двух частей, в процессе выполнения задания называя каждый слог слова, изображенного на картинке, а затем все слово целиком. Вариант 1: с опорой на картинку – образец. Вариант 2: без наглядного подкрепления.
• «Один – много»
Ход игры: Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.
Инструкция : «Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов много, и назови их (кот – коты, мак – маки, конь – кони и т. д.).
• «Жадина»
Ход игры: перед ребенком раскладываются картинки или мелкие игрушки и игрушка-персонаж
Инструкция : «Это Кеша. Он очень жадный. Как он будет говорить? ( Образец: это моя вата, это моя ванна, это моё небо и т. д.)
По аналогии проводятся игры с предложениями: «Мою….», «Вижу…», «Кто дома?» (дома Лиза, дома Ваня, дома бабушка и т. д.)
Подготовила: учитель-логопед Мячина Г. В.