Светлана Макарова
Сборник «Дидактические игры с цветными прищепками и скрепками»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры с цветными прищепками и скрепками
Образовательная область «Познавательное развитие»
(математические представления)
При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
• упражнение в развитии пространственных ориентировок;
• освоение счёта;
• развитие сенсорных представлений;
• закрепление знания порядковых числительных, состава чисел;
• выполнения арифметические действия;
• сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине;
• умение соотносить цифру с количеством предметов;
Публикация «Сборник „Дидактические игры с цветными прищепками и скрепками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
• развитие внимания, памяти, мышления.
№ п/п Название игры Содержание игры
1 «Точки»
В одной части поля карточки изображены точки, другая часть пуста. Задача ребенка посчитать количество точек, найти прищепку с числом, соответствующим ответу, и прикрепить пустую часть карточки.
2 «Числовые ряды»
Необходимо вставить пропущенные числа, используя прищепки с числами.
3 «Равно и неравно».
Ребенку предлагается подобрать прищепки с такими числами, чтобы равенства и неравенства были верными.
4 «Больше и меньше». Ребенку предлагается подобрать прищепки с такими числами, чтобы выражения были верными.
5 «Реши пример» Задача ребенка решить примеры на сложение и вычитание и подобрать прищепку с правильным ответом.
6 «Понятие величины»
Взять картонные полоски различной длины. Предложить малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку (скрепку, к средней — две, к самой длинной – три.
7 «Большие и маленькие фигуры» Демонстрируем учащимся первую карточку, обращаем внимание на фигуру, которая изображена на карточке. Поясняем: «На карточке в центре-большой розовый круг, а я найду справа маленький круг и отмечу его прищепкой (скрепкой). А теперь ты попробуй найти следующую фигурку- выкладываем следующую карточку, прищепку (скрепку) и просим учащихся самостоятельно найти нужную фигуру и отметить ее. После того, как все фигуры найдены, еще раз повторяем названия всех фигур, уточняем, какого цвета фигуры.
8 «Одинаковые по форме» Демонстрируем учащимся первую карточку, поясняем. «На карточке-круг, а снизу- разные предметы. Я найду предмет, похожий на круг по форме- вот эти часы, они круглые, и отмечу их прищепкой. А теперь ты попробуй». Далее раздаем детям карточки с фигурами, прищепками, просим найти предметы, такие же по форме, как фигуры на карточке, просим пояснять свой выбор.
9 «Изучаем цифры». Приготовьте несколько карточек одинаковой величины. На каждой полоске нарисуйте цифру от 1 до 9. Предложите малышу посмотреть, какая цифра нарисована на карточке и, прикрепить к карточке такое же количество прищепок. Не забывайте обозначать все действия малыша словами: «На карточке нарисована цифра два, значит, прикрепим к ней две прищепки
10 «Выбери правильный ответ» Можно сделать математические карточки с разным количеством предметов. Малыш должен сосчитать число предметов на карточке и выбрать правильный ответ, пометив его прищепкой (скрепкой).
11 «Подбери и назови цвет» Воспитатель предлагает ребенку прикрепить прищепки с цветными кружочками на большой круг таким образом, чтобы цвет на прищепке совпадал с цветом на круге. При этом воспитатель интересуется, какой цвет на прищепке и какой надо выбрать на круге. Ребенок называет цвет, фигуру на прищепке, определяет, где большой круг, а где маленький.
12 «Рассели жильцов» В каждом доме живет разное количество жильцов. Это мы видим по цифре на крыше домика. Во всех домах разное количество этажей. На каждом этаже по 2 квартиры. Нужно распределить жильцов на каждом этаже так, чтобы в этом домике (с цифрой 8) на каждом этаже находилось по 8 жильцов. Прикрепить прищепки с цифрами.
13 «Волшебный ряд». Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку (скрепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и. д.) -дай четвертую (вторую, пятую) прищепку (скрепку) слева (справа) от….
14 «Сделай сам». Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке (скрепке) выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку (скрепку) справа от… надень эту прищепку между … и т. д.
15 «Скажи сам». Ребенок надевает 10 прищепок (скрепок) с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т. п.
16 «Покажи столько же»
Взрослый предлагает посмотреть какая цифра на карточке, соотнести количество с цифрой и отобрать нужное количество скрепок, соответствующего цвета.
Образовательная область «Мир природы и человека»
При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
• закреплению названий животных, растениях, птицах;
• развитие общей и мелкой моторики, на развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и восприятия,
• способствуют развитию речи и ассоциативному и логическому мышлению, воображению;
• способствуют формированию у детей умения сличать предметы с тенями, с очертаниями;
• развивают эрудицию детей.
№ п/п Название игры Содержание игры
1 «Кто что ест» Ребенок прикрепляет прищепку с мордочкой животного к еде, которую оно ест.
2 Кто где живет" - Ребенку предлагается помочь животным найти их домик (мордочка животного прикрепляется на соответствующую карточку).
3 «Далёкое путешествие" - Ребенку предлагается посадить в аэростат животных, которые живут в Австралии.
4 «Самолёт» Ребенку предлагается в самолет посадить животных, которые живут в Африке.
5 «Путешествие на корабле" Ребенку предлагается посадить на корабль животных, которые живут в Антарктиде и в Арктике.
6 «Грузовичок"
Ребенку предлагается посадить в грузовик животных, которые живут на ферме.
7 «Весёлый поезд» Ребенку предлагается посадить на поезд животных, которые живут в лесу.
8 Кто тут лишний? Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда намеренно создается ошибочная ситуация, которую ребенок должен исправить. Например, правильно ли сели звери в поезд?
9 "Угадай животное по контуру". Ребенку предлагается угадать животное по контуру и прикрепить прищепку с мордочкой животного.
10 «Чья тень?» Ребенку предлагается угадать животное по силуэту и прикрепить прищепку с мордочкой животного.
11 «Чей хвост?» Ребенку предлагается угадать животное по хвосту и прикрепить прищепку с мордочкой животного.
12 «Угадай, кто моя мама?» Ребенку предлагается угадать маму детёныша по изображению и прикрепить прищепку с мордочкой животного.
13 «Перелётные птицы» Ребенку предлагается прикрепить прищепки с изображением перелётных птиц на одну половинку круга, а зимующих – на другую.
14 «Птицы нашего края» Ребенку предлагается выбрать и прикрепить прищепки с изображением птиц нашего края.
15 «С какого дерева листок» Ребенку предлагается выбрать и прикрепить прищепки с изображением листьев на соответствующее дерево.
Образовательная область «Речевое развитие»
При выполнении игровых упражнений с прищепками и скрепками решается несколько задач:
• развитие мелкой моторики рук;
• закрепление правильного произношения звуков в слогах и словах;
• обучение дифференциации звуков в слогах;
• упражнение в слоговом анализе и синтезе;
• расширение и активизации словаря дошкольника;
• развитие памяти и мышления;
• развитие творческое воображения;
• формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
№ п/п Название игры Содержание игры
1 «Усатый жук» Овал с помощью прищепок (скрепок) превращается в усатого жука.
Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука: «Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.
2 «Весёлые звуки» Автоматизации звуков в слогах и чистоговорках. Открывание и закрывание прищепок и проговаривание чистоговорок.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу–я ежа вам покажу.
Жа-жа-жа-, жа-жа-жа–вот и несколько ежат.
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.
3 «Ёжик» Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка они хотят». Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с носиком и глазами, мало похож на ежика… Вот тут и приходят на помощь прищепки (скрепки). Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удовольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иголочки.
4 «Овощи» На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки (скрепки) зелёного цвета – это ботва.
Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -
Сразу овощи узнаем.
5 «Звуковые домики» Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В красном домике будут жить прищепки (скрепки) красного цвета, в Синем домике – прищепки (скрепки) синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки (скрепки) зеленого цвета. Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок (скрепок) изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.
6 «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки (скрепки) трех цветов и карточки со слогами. Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки (скрепки) синего цвета, мягкие согласные – прищепки (скрепки) красного цвета, а гласные – прищепки (скрепки) желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед называет слог (или односложное слово, например, «да».
Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки (скрепки) нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух. Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
7 «Слова с прищепками»
Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки (скрепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.
8 «Смотри не ошибись!»
Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку (скрепку) к схеме.
9 «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка (скрепка) любого цвета и карточки со схемами слов. Воспитатель, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку (скрепку) на ударный слог.
10 «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)» Определить, твердый или мягкий звук на карточке, и прикрепить нужную прищепку (скрепку). Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
11 «Предложение»
Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (скрепок, каждая прищепка (скрепка) — одно слово).
12 «Птицы»
Предложите ребенку красными прищепками (скрепками) отметить картинки с перелетными птицами, а синими – с зимующими. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками (скрепками) прикрепляем, а нелетающие прикрепляем зелеными.
13 «Поймай жука»
Возьмите разноцветные прищепки (скрепки) и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т. д. Скажите детям, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем.
14 «Развиваем фонематический слух» Предложите малышу прикрепить прищепки (скрепки) красного цвета к тем словам, которые начинаются на букву «М», например. Или найти картинки, в которых заданная буква находится в середине или конце слова.
15 «Придумай рассказ» Прикрепить прищепки (скрепки) к шаблонам, а затем придумать рассказ.
16 «Цепочки»
Ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка) или слов из определенного количества слогов. С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом.