Ольга Гаврилова
Знакомство детей средней группы с русскими народными промыслами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство детей с народными промыслами, их разнообразием и отличительными особенностями.
Задачи
- познакомить детей с видами народного промысла (хохлома, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.
- инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
- развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.
Публикация «Знакомство детей средней группы с русскими народными промыслами» размещена в разделах
- воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Богата наша земля разными умельцами. В той или иной местности люди занимались определённым ремеслом – кто-то делал резную мебель, кто-то посуду, кто-то игрушки, вышивали, вязали, ткали, плели кружево и т. д. Народные умельцы всегда вкладывали свою душу в своё творение. Каждое изделие получалось неповторимым, потому что мастер всегда вносил в узор что-то новое.
Изделия делали для души. Так в определённой местности развивались разные виды ремёсел, которые отличались своими узорами, цветовой гаммой, стилем исполнения. Изделия славились не только в нашей стране, но и за её пределами. Самые лучшие изделия русских народных промыслов находятся во многих музеях мира.
Мы с вами познакомимся с двумя популярными видами народных промыслов: хохломская роспись и дымковская игрушка.
Хохломская роспись
Этот старинный промысел также называют «золотая хохлома». Появился в XVII веке в селе Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области. Он представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Хохломская посуда очень ценилась, она была пригодна для любого кушанья, не боялась ни горячего, ни холодного, легко отмывалась, долго служила. Хохломскую посуду цари дарили важным гостям и иностранным послам. Расписывали ложки, кружки, тарелки, ковши, солонки, сахарницы, блюда, подносы, вазы, шкатулки, мебель, игрушки.
Процесс изготовления очень трудоёмкий, требует тщательной подготовки. Художник никогда не повторяет один и тот же узор, каждое изделие неповторимо.
Хохломские изделия покорили Европу, Среднюю Азию, Персию и даже Индию.
Фантазия хохломских умельцев безгранична. Они расписывают даже новогодние игрушки, бусы, серьги, рамки для фотографий. Хохлома стала одним из символов русской культуры.
Дымковская игрушка
Дымковские игрушки, в отличии от хохломы, делали из глины. Родина дымковской игрушки город Вятка (Киров). Рядом с ним находилась слобода Дымково. Изготовлением игрушек здесь занимались 400 лет назад. Красную глину добывали на берегу реки Вятки. Её рубили лопатой, много раз переворачивали, заливали водой и месили, сначала ногами, а затем руками. Потом глину смешивали с мелким и чистым речным песком, чтобы она не трескалась при обжиге в печи.
Дымковские игрушки обычно делали женщины и дети. Сначала изготавливались только свистульки для праздника Свистопляска, главным развлечением на нём был свист, считалось, что он пробуждал природу после зимы. По истечении времени праздник ушёл в историю, но дымковские игрушки люди продолжали делать. Появились не только свистульки, но и фигурки двухголовых лошадок, козликов, индюков с пышными хвостами, статуэток барышень и кавалеров и т. д.
Орнамент рисунка дымковской игрушки несложный, он состоит из точек, кругов, клеточек, полосок, волнистых линий. Основные цвета – зелёный, красный, жёлтый, синий, чёрный, оранжевый, белый. Каждый цвет что-то символизирует, например, зелёный – природу и землю, белый – правду, чёрный – ложь, красный - огонь, силу, красоту и здоровье, голубой – цвет неба и воды.
Коллекции дымковских игрушек хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада, Кирова и других городов.
В городе Кирове установлен бронзовый памятник дымковской игрушке.
Дети с удовольствием рассматривали изделия русских мастеров, знакомились с особенностями узора и цветовой гаммы, с процессом их изготовления, и пытались отобразить элементы узора в своих работах по рисованию и аппликации.