МААМ-картинки

Самостоятельность ребенка в возрасте 3–4 лет

Зеленина Кристина
Самостоятельность ребенка в возрасте 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность ребенка в возрасте 3-4 лет.

Содержание:

1. Что такое самостоятельность?

2. Чем опасна несамостоятельность

3. Что может сделать ребенок 3-4 лет сам

4. Полезная информация

5. Как нельзя развивать самостоятельность?

Самостоятельность - весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пут, будет способствовать в достижении целей.

Публикация «Самостоятельность ребенка в возрасте 3–4 лет» размещена в разделах

Почему-то многие родители боятся приучать ребенка дошкольного возраста к самостоятельности, считая, что некоторые навыки могут повредить малышу, представляют опасность для него и т. д. Эти страхи необоснованно. Приучать ребенка быть самостоятельным желательно как можно раньше. Уже в три года малыш много чего умеет сам - если дать ему определенную свободу, разрешить и научить. Вообще, приучать постепенно ребенка быть все самостоятельней - это не так сложно и опасно, как многие думают. Главное, чтобы все ваши требования соответствовали возрасту малыша, были направлены на его развитие и были адекватными.

Даже если сверхбдительные и, как мы считаем, полностью отставшие от жизни бабушки, и то обладали большей житейской смекалки и были более разумны в вопросах воспитания детей. И дело отнюдь не только в том, что раньше было более безопасно, чем сейчас, и ребенок мог спокойно безопасно гулять во дворе весь день. Даже в помощи по дому раньше дети были приспособлены, чем сейчас, а ведь эта помощь не представляет совсем никакой опасности для их жизни.

Когда ребенок дошкольного возраста начинает помогать взрослым, он чувствует ответственность за свои действия, где-то даже гордится оказанным ему доверием, старается сделать все хорошо, чтобы его похвалили - он действительно старается помочь. Длится период такой наивной помощи до тех пор, пока взрослые не отобьют эту охоту своими запретами, либо пока ребенок сам не начнет понимать, что его помощь никому не нужна. Обычно замотанная на работе мама говорит «Не надо, отойди, я сама лучше все сделаю, ты только все испортишь» и тому подобные фразы. Такие слова могут напрочь отбить любое желание у малыша помогать. Ну а когда ребенок вырастает, родители начинают думать - и вот в кого такой лентяй уродился, никакой помощи не дождешься. А все откуда, из детства идет, виновато воспитание.

1. Что такое самостоятельность?

Перед тем, как начать основательно разбираться в вопросетразвития самостоятельности у детей, нужно определиться — а как понимать само определение самостоятельности. Современное толкование этого термина говорит о том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста — это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:

• Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.

• Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.

• Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.

• Быстрая адаптация к новым условиям.

Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально — своих.

• Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.

2. Чем опасна несамостоятельность

Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности :

• Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат — не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей.

• Нерешительность. Ребенок не может понять куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается.

• Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случаться, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.

3. Что может сделать ребенок 3-4 лет сам

В три года ребенок уже пытается вполне осознанно «освободиться» от родительской опеки и стать самостоятельным. Первые самостоятельно выполненные действия наполняют его гордостью и уверенностью. Не лишайте ребенка этого удовольствия и важнейшего навыка, помогите ему в этом. Это тот самый возраст, когда вопрос — как приучить ребенка к самостоятельности — решается наиболее безболезненно и естественным образом.

По достижению трех лет ребенок уже очень часто говорит «я сам», словно подчеркивая, что он уже со всеми трудностями способен справиться. Это, конечно, еще далеко не так, но сама тенденция должна радовать родителей.

В три года ребенок пытается копировать действия родителей и повторять за ними. Важно его поощрять, если, конечно, он копирует что-то хорошее.

Рассмотрим, какие навыки и действия вполне может выполнять малыш в трехлетнем возрасте самостоятельно :

• Убрать свои игрушки. Это занятие должно стать ритуальным перед сном.

• Сложить аккуратно свои вещи. То есть перед сном не бросать свою одежду как попало, а по мере возможности аккуратно развесить на спинке стула или сложить. Это вполне под силу ребенку дошкольного возраста, даже трехлетнему. Понятно, что одежда не будет напоминать идеально сложенные рубашки и платьица из магазина, этого и не требуется. Со временем у него будет получаться все лучше. Сейчас главное — привить сам навык, на это направлено все воспитание.

Ребенок трех лет уже должен знать четко, что после определенных вечерних ритуалов, таких как чистка зубов, умывание — он идет спать. Сам. Если родители смогут привить эту привычку своему ребенку, это здорово облегчит их жизнь. Да и самому ребенку будет проще.

Ребенок должен сам одеваться. Но если требуется помочь застегнуть сложную застежку, то конечно, это нужно сделать родителям.

• Ест малыш в три года полностью самостоятельно. Сам держит ложку, чашку.

Самостоятельно ходит на горшок. Этот показатель, пожалуй, основное показательно — правильно ли протекает развитие малыша. Если ему до сих пор требуется помощь в этом вопросе — есть повод задуматься.

Ребенок уже может полить растения. Можете даже выделить ребенку его «собственный» цветок, за которым он будет ухаживать, выращивать и отвечать за него. Ребенок будет очень горд таким доверием и, конечно, будет стараться оправдать его.

• Если дома есть животные, ребенок может их кормить.

• Малыш может помочь расставить тарелки перед едой. Желательно не давать ему легко бьющуюся, тонкую посуду. Но пластиковые тарелки, деревянные и из твердого фаянса он вполне может благополучно «доставить» и даже расставить на столе. Не стоит доверять ему, конечно, вилки и ножи, но ложки он тоже вполне может разложить по местам.

Ребенок дошкольного возраста должен уже знать свои некоторые обязанности. Это к примеру, то, что он должен бережно относиться к своим игрушкам, стараться выполнять поручения взрослых хорошо, не шуметь, когда нельзя этого делать, стараться помогать родителям и старшим и т. д.

4. Полезная информация

Уже доказано, что самостоятельные дети хорошо учатся и выполняют школьные поручения и обязанности, и им также приходится гораздо проще во взрослой жизни, так как они умеют решать свои проблемы. Некоторые полезные советы:

• Помогайте ребенку только когда он сам этого попросит или когда этого требуют обстоятельства. Не нужно лезть к нему с помощью, если он и сам сможет, немного подумав, разобраться. Этом он нарабатывает собственный опыт и набивает собственные шишки — необходимое условие, обеспечивающее полноценное развитие личности.

• Не старайтесь полностью оградить ребенка дошкольного возраста от проблем, поместив его в какой-то стеклянный купол. Помните, что после окончания школы ему придется нос к носу столкнуться с невыдуманным, настоящим миром. Пусть с маленького возраста приучается нести ответственность за свои поступки. Но ругать и уж тем более наказывать битьем детей, конечно, не нужно. Перед страхом физических наказаний и крика родителей ребенок может просто начать тупо выполнять определенные положенные действия, его развитие как личности прекратится. Вы вырастите полностью подавленную личность, не способную к собственным решениям.

• Обязательно поддерживайте любую положительную инициативу ребенка, поощряйте его в стремлении стать самостоятельным. Это же прямая выгода не только для детей но и для их родителей. С самостоятельным человеком, отвечающим за свои действия будет гораздо проще разговаривать и взаимодействовать, когда он уже вырастет. Гораздо проще, чем с безынициативным маменькиным сынком или неприспособленным к реальной жизни человеком.

• Демонстрируйте на собственном примере, как правильно выполнять те или иные действия. Несколько раз проконтролировав детей, затем уже можно доверить им сделать это действие полностью самостоятельно. Так постепенно прививается навык. Например, умывание или чистка зубов, сбор игрушек и Т. Д.

• Обязательно объясняйте, почему нужно поступать именно так, а не по-другому. Например, почему нужно вечером сложить игрушки. Может, их вовсе и не нужно складывать, пусть валяются, а все будут ходить и на них наступать, запинаться и падать. Ребенок с самых юных лет должно понимать полезность своих же действий. В этом случае он будет считать нужным выполнять эти действия.

• Имейте в виду, что согласно многократно доказанным практикой исследований педагогов и психологов, в трехлетнем возрасте и практически до 7 лет, ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому и приучать его к самостоятельности лучше в игровой форме. Так дело пойдет гораздо быстрее, эффективнее и продуктивнее.

• Важно, чтобы ваши просьбы сделать что-либо были понятны для детей и чтобы они считали их нужными и целесообразными.

• Формируйте просьбы конкретно, не пускаясь в философские и нравоучительные размышления. Конкретная просьба с конкретным же обоснованием — почему это важно сделать — будет гораздо понятнее ребенку, особенно ели ему еще совсем немного лет.

• Поощряйте настойчивость в достижении результата. Если малыш привыкнет при первой трудности все бросать, вряд ли это качество пригодится ему в жизни. Скорее, наоборот, помешает. Направляйте его: пусть убирает игрушки до самого последнего винтика, который закатился под кровать. Ну и что, что под кровать — можно ведь его достать оттуда. Умение достигать своей цели во что бы то ни стало — наиценнейший подарок, который вы вообще можете сделать своему малышу. Никакие игрушки не сравнятся.

• Не отказывайтесь, когда малыш предлагает помощь. Понятно, что сама мама все может сделать гораздо быстрее, чище и эффективнее. Но если ребенок дошкольного возраста «ползет», «мешает» и «пристает», то не прогоняйте его, а лучше покажите ему какое-нибудь простое действие, которым он сможет заняться и скажите, что он вам очень помогает. Дайте ему в руку тряпочку или губку — пусть сидит и протирает пыль с кружки или чистит что-нибудь. Ребенок занят и приносит пользу, и вы сможете делать свои дела. А после того, как уборка закончена, не забудьте сказать малышу, что он очень вам помог Это просто окрылит ребенка, он будет стремиться к дальнейшим свершениям и к еще большей самостоятельности — таким образом правильно идет его развитие

• Важно понять, что, предоставляя ребенку определенную свободу и право выбора, тем самым выработаете на развитие его самостоятельности. Поэтому поменьше категоричности и приказного тона. В некоторых вопросах ребенок может разобраться и сам. Например, какую кашу есть ему на завтрак или в носках какого цвета он хочет идти в детский сад. Уж тут-то можно давать ребенку возможность самому выбрать — от этого точно не зависит ни его жизнь, ни здоровье. А с таких мелочей и начинается дальнейшее приучение к самостоятельному решению более важных вопросов.

5. Как нельзя развивать самостоятельность?

При воспитании самостоятельности у детей очень важно ослабить родительский контроль ровно до такой границы, за которой уже начинается опасная для здоровья ребенка ситуация. То есть до черты опасности контроля нет или он минимальный и незаметный, за чертой — полный контроль, внимательный и тщательный.

К сожалению, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Конечно, они делают это неосознанно, ведь у нас же никто не учится, как надо правильно воспитывать, родители не заканчивают педагогические и психологические курсы, воспитывают, как умеют или по образцу своих родителей. Итак, как нельзя:

• Перехватывать у детей инициативу, говоря и показывая, как сделать быстрее, лучше, удобнее ит д. Этим вы только собьете малыша с толку. Да, трехлетка пока все делает медленно, ему за вами в скорости не угнаться. Но ему необходимо прийти к выводу самостоятельно. Только таким образом он это урок усвоит, пропустив его через свое восприятие и ощущения. Поэтому пусть сам найдет более быстрый способ, пусть делает сам свои открытия. К тому же самостоятельное исследование проблемы — это развитие у человека независимости. Не лишайте свое чадо такого бесценного качества.

• В воспитании самостоятельности важно не перестараться и не допустить рискованных для жизни и здоровья малыша ситуаций. Обязательно страхуйте ребенка дошкольного возраста, когда он делает что-то, связанное с опасностью. Не надо просить его собрать мелкие пуговицы — он вполне может несколько проглотить. Желательно также в комнате малыша поставить мебель без острых углов, пока ему не исполнится по крайней мере, лет пять. До этого возраста дети очень неуклюжи, а острые углы весьма опасны не только для здоровья, но и для жизни. Набивать шишки и ссадины — это, конечно, неплохо, но в разумных пределах. Также и при прогулке на улице будьте бдительны: там много опасных ситуаций и предметов. Не стоит разрешать ребенку «самостоятельно» пробовать грязь и песок на вкус, воду из лужи и т д. Такие крайности ни к чему, его развитие от этого явно не будет более всесторонним.

• Воспитывать жалостью нельзя. Часто родители, особенно если чадо выстраданное и долгожданное, стараются его всячески оберегать от любых житейских трудностей. Таким отношением можно только навредить. Жалость нужна, но в разумных пределах. Нет нужды сюсюкать с детьми дошкольного и любого другого возраста сверх меры, особенно с мальчиками, это сильно тормозит их развитие. И без того уже такой жалостливый подход привел к тому, что выросло целое поколение молодежи, мало приспособленной к защите семьи и вообще к созданию нормальных семей. А все из-за того, что в детстве мамы жалели своих отпрысков, долгое время считая их маленькими и беспомощными.

Инфантильный взрослый — жертва чрезмерной опеки в детском возрасте. Подумайте, ведь ребенку придется прожить всю эту длинную жизнь, преодолевая множество трудностей и различных ситуаций, чаще всего, не самых приятных. Ему придется создать семью, вырастить собственных детей.

Некоторым родителям, как ни грустно это допускать, но факт — просто удобно растить детей несамостоятельными, полностью зависящими от родителей. В этом случае мама уверена, что ее чадо в полной безопасности, не натворит ничего плохого, никуда не вляпается и будет послушно выполнять все, что о него требуется. Но такое воспитание ведет в никуда.

Возможно, он никуда и не вляпается, но и полностью раскрыться и расцвести как личность не сможет тоже. Он будет не в состоянии найти любимую работу, вообще дело по душе, потому что проведет всю жизнь на навязанной вами работе. Он не сможет организовать жизнь счастливой семьи, поскольку, скорее всего, вообще не женится/не выйдет замуж. А если и создаст семью, то будет тянуть свою лямку, независимо от того, какие отношения него со второй половиной. И своих собственных детей, скорее всего, ничему толковому он научить не сможет. Только послушанию, затюканности и тупому выполнению приказаний вышестоящих и старших по званию.

Запомните: успешный взрослый = самостоятельный ребенок.

Публикации по теме:

Ознакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 летОзнакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 лет Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по окружающиму миру в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Лэпбук «Фрукты» для детей в возрасте от 3 до 7 летЛэпбук «Фрукты» для детей в возрасте от 3 до 7 лет Лето на исходе предлагает нам фрукты в изобилии. Мы с детьми можем изучить эту благодатную тему с помощью различных методов: наглядных (иллюстрация,.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельность ребенка в возрасте 3–4 лет
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 17:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самостоятельность ребенка в возрасте 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Зеленина Кристина (УИ 1900901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД