любовь иванова
Двигательная активность детей дошкольного возраста на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Активность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. А физкультура на прогулке, на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Двигательная активность детей дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Они способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях.
Большим развлечением для детей является прогулка с подвижными играми и упражнениями соревновательного характера. Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в следующем:
- удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
- обеспечение развития всех систем и функций;
- формирование навыков в разных видах движений;
Все эти структурные части действуют не как отдельные события, а дополняют и углубляют друг друга. С целью активизации двигательной активности детей во время прогулок важно использовать различные приемы:
- рациональное использование спортивного инвентаря (минимум снаряжения, чтобы бить как можно больше);
- включение различных способов организации детей (фронт, линия, группа, индивидуум);
- четкое разъяснение задач и скринингового упражнения;
-активизация мотивационной деятельности ребенка (наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
-вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
При проведении прогулок и любой физической активности необходимо учитывать подвижность детей. Их можно разделить на 3 группы: дети большой, средней и малой подвижности. Дети с большой подвижностью находят возможность передвигаться в любых условиях. Из всех видов движений с такими детьми выбирайте бег, прыжки, избегайте движений, требующих точности, сосредоточенности. Здесь следует уделять внимание воспитанию целеустремленности, совершенствованию способности заниматься спокойной деятельностью.
Дети со средней подвижностью самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные же дети часто вялые, пассивные, быстро устают. Они стараются уходить в сторону, чтобы никого не беспокоить, выбирают занятия, не требующие много места и движения. Отсутствие мобильности можно объяснить слабой моторикой и способностями, состоянием здоровья и тем, что дети уже привыкли к малоподвижному образу жизни. Поэтому у таких детей нужно развивать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи, поощрении и поддержке взрослых.
Как отмечают многие авторы, при планировании прогулки основной задачей педагога является обеспечение активных, познавательных, разнообразных и интересных занятий для детей : игры, работа, наблюдения. При планировании содержания прогулки воспитатель должен обеспечивать равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности варьируется в зависимости от конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Если физическая или музыкальная активность проводилась утром, желательно организовать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале дать детям возможность играть самостоятельно, практиковаться с различными преимуществами. В остальные дни целесообразно организовать двигательную активность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. Во время занятий физкультурой с детьми организуются подвижные игры и некоторые физические упражнения (спортивные или физические упражнения, упражнения в основном движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.). Длительность организованной двигательной активности в соответствии с возрастом (от 10-30 минут).
Существуют особенности организации прогулок в раннем дошкольном возрасте. Для малышей характерно эмоциональное восприятие игрушки, образ дан в игре, и педагог должен опираться на эту особенность детей. Для этого возраста используют очень простые игры и упражнения, построенные в большинстве случаев на одном действии. В играх с текстом педагог не только говорит, но и потом делает соответствующие движения, а ребята подражают ему. Как только ребята научатся действовать по вербальному сигналу, мы вводим правила игры. Они должны быть простыми, доступными для детей. Объясняя правила детям, необходимо иметь в виду, что инструкции должны быть краткими и включать ограниченное количество слов.
Игру необходимо начинать с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда все дети подгруппы усвоили правила, можно перейти к игре со всеми детьми. Педагог повторяет одну и ту же игру в течение нескольких дней, так как в привычную игру дети играют охотнее. Большое значение для детей имеет их окружение. Декорированная территория вызывает у детей положительные эмоции. В любое время года можно развесить флаги, игрушки.
Во время прогулки дошкольники много передвигаются и для удовлетворения этой потребности им необходимо предоставить всю площадь участка: сделать дорожки для катания на санках, лабиринты с препятствием, которое необходимо преодолеть (взобраться, перешагнуть). На расчищенном от снега центральном участке можно красками нарисовать дорожки- извилистые, прямые, закрытые. Таким образом, дети на прогулке будут выполнять различные движения. Особое внимание стоит уделить прогулочным мобильным играм, ведь именно в них ребенок способен внимательно слушать взрослого, выполнять его требования, координировать свои действия с остальными игроками.
Особенности организации прогулки в среднем и старшем дошкольном возрасте. Примерно с 4-5 лет в средней группе движения детей становятся более совершенными, улучшается координация. Таким образом, в процессе игры теперь внимание педагога должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазаний. Поэтому игры следует подбирать так, чтобы они были постепенным усложнением движений. В средней и старшей группе педагог сначала рассказывает детям, как играть, а затем распределяет роли. При этом учитывается степень активности детей, умение быстро бегать, лазать.
Таким образом, двигательная активность детей является важным условием развития и воспитания ребенка, так как является врожденной, жизненной необходимостью и потребностью человека, важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками, а для поддержания интереса детей физкультурные занятия на воздухе должны быть наполнены содержанием и разнообразием.
Литература.
1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М. : Флинта: Наука,2001. – 416 с.
2. Граевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина: Курс лекций и практических занятий. Учебное пособие. – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с. : ил.
3. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и. ], 1981. – 80 с.
4. Оптимальная двигательная активность : Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева ВОРОНЕЖ 2007
5. Яриго Л. А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г.
«Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.