Анастасия Криволысова
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели, задачи и формы самостоятельной деятельности во второй младшей группе
Самостоятельная деятельность — это задания, которые выполняются ребёнком целенаправленно и сознательно без непосредственного участия взрослого. Индивидуальная работа может проходить:
• в утренние часы;
• между занятиями;
• во время прогулки;
• после дневного сна;
• вечером.
Цели самостоятельной деятельности в детском саду :
• тренировать навыки самообслуживания;
• обучать ребят ставить цель и достигать её;
• поддерживать инициативу воспитанников;
Публикация «Самостоятельная деятельность детей в младшей группе» размещена в разделах
• развивать в детях умение принимать решения, выражать свои идеи и чувства;
• воспитывать эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, а также трудовые навыки.
Для реализации поставленных целей педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решения следующих задач:
• отрабатывать навыки умываться, мыть руки, сушить их и пр. ;
• показать малышам наличие возможности выбора рода занятий;
• формировать умение действовать произвольно (например, воспитатель в ролевых играх с куклами не участвует, и все возникшие вопросы — кому какую игрушку взять, как тому или иному персонажу реагировать на поступок товарища — малышу предстоит решать самостоятельно);
• работать над развитием речи (для детей 3–4 лет это очень актуально, так как уже налицо возможные дефекты речи, побороть которые можно, в том числе и с помощью, например, ролевых игр, где персонажам приходится много разговаривать);
• воспитывать терпение, уважение друг к другу и себе.
Если говорить о детях второй младшей группы (3–4 года, то здесь важно сконцентрироваться на выборе видов и приёмов организации самостоятельной деятельности, которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также станут основой для развития речи. Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями воспитанников второй младшей группы :
1. Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми. Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит. Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться, а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.
2. Дети теперь стремятся играть не рядом, как было в первой младшей группе, а вместе. В связи с этим дошкольникам необходимо выбрать собственную, привлекательную для окружающих модель поведения. Самостоятельная деятельность поможет малышам проследить за своими сверстниками, принять или не принять увиденный ролевой образец, на его основе выработать свой образ действий.
Это интересно. Известный советский психолог Л. С. Выготский называл возрастной кризис трёхлеток «семизвездием симптомов», выделяя 7 основных признаков: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест, обесценивание, протест-бунт.
Формы самостоятельной деятельности
Модель организации образовательного процесса, основанная на самостоятельности детей, может быть:
• свободной (то есть дошкольники действуют в рамках созданной педагогом предметно-развивающей или игровой среды по интересам);
организованной (то есть направленной на помощь другим — покормить рыбок в аквариуме, полить цветы и т. д.).
Это интересно. Важно регулярно проводить просветительскую работу с родителями в отношении повышения уровня самостоятельности ребёнка, так как большинство мам и пап, будучи уверенными, что малыш нуждается в помощи во всех повседневных делах, до 4 лет кормят своё чадо с ложечки, умывают по утрам и одевают. Такое положение вещей отнюдь не идёт на пользу ребёнку, развитию его личности. Кроме того, подобный стиль воспитания тормозит образовательный процесс в ДОУ.
Предметно-развивающая среда
Для самостоятельной деятельности нужны определённые условия, которые обеспечиваются правильно организованной предметно-развивающей средой — материалами и оборудованием для создания естественного фона жизни в группе, оказывающего положительное влияние на эмоциональный фон ребят. Обычно пространство группы для детей 3– 4 лет разграничивается на несколько зон-центров:
• для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр с игрушками, куклами и элементарными декорациями (деревья, речка, домик и пр.);
• для познавательной активности (книги, картинки и т. д.);
• для изобразительного творчества (карандаши, листы бумаги и пр.);
• для двигательной активности (мячи, кегли и пр.);
• для настольно-печатных и развивающих игр (мозаики, пазлы).
Самостоятельная активность в центрах помогает малышам самим осуществлять поиск информации, включаться в познавательный процесс без непосредственного получения знаний от воспитателя.
В творческом центре можно поставить пару стульев и столов, чтобы дети занимались прямо там и не носили краски, карандаши по группе
В театральном уголке малыши знакомятся с персонажами сказок и разыгрывают представления
Игровая зона обычно занимает больше всего места и требует тщательной сортировки игрушек
Требования к организации предметно-развивающей среды
Центры должны быть:
• трансформируемыми (могут передвигаться в зависимости от целей игры ребят, например, конструктор может использоваться и для строительства крепости в игре, и для отработки навыка счёта на деталях игрушки в процессе занятий математикой);
• полифункциональными (особенно это касается природных материалов — шишек, желудей, каштанов, которые могут применяться и для составления фигурок в рамках художественной деятельности, и для игр в качестве строительного материала, монет, фишек и пр.);
• вариативными (наполнение центров должно меняться в зависимости от времени года, тематики занятий и пр., например, в декабре картинки в познавательном центре соотносятся с приближающимся Новым годом, а игрушки в игровой зоне к весне всё больше носят математическую направленность, так как дети в этот период активно учатся считать до 10);
• безопасными (форма и материалы, из которых изготовлены пособия, игрушки, не должны вредить здоровью малышей) и доступными (понятными) всем воспитанникам группы;
• привлекательными (все материалы приведены в порядок, чистые, аккуратно сложены).
Это интересно. Для полноценного функционирования центры должны быть правильно организованы. «Тихие» (для складывания пазлов) и «громкие» (игры с мячами) зоны нужно разнести, чтобы малыши не мешали друг другу. Все материалы должны находиться на уровне глаз ребёнка, помещение не должно быть загромождено, но и оставлять много свободного пространства, провоцирующего малышей бегать, прыгать, не рекомендуется.
Приёмы организации самообслуживания детей 3–4 лет
Мастерство педагога заключается не только в правильной организации пространства в группе, и не столько в знании разнообразных приёмов, сколько в умении грамотно сочетать данные методики.
Наглядность
Наглядность — один из самых продуктивных приёмов в работе с детьми младшей группы, у которых в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Для самостоятельной деятельности наиболее подходящей формой этого приёма является демонстрация, представленная в виде показа:
• картинок, презентаций (например, если идёт работа над освоением навыков самообслуживания, то набор картинок, демонстрирующих порядок действий утреннего туалета, будет полезен для более прочного усвоения этого режимного момента);
• образца (прежде чем допускать малышей до кормления рыбок в аквариуме или полива цветов, педагог несколько раз проделывает манипуляции сам, сопровождая их детальными комментариями относительно порядка действий: набрать корм, открыть отверстие в крышке ёмкости, засыпать пищу; для отработки навыков самообслуживания используются элементы театрализации — все изучаемые позиции (надеть, снять одежду, помыть руки и т. д.) демонстрируются на куклах, пупсах);
• предметов (воспитатель объясняет назначение тех или иных инструментов, игрушек, например, лейки, геометрического конструктора и пр.).
Словесные приёмы
Слово должно сопровождать любой вид активности детей, поэтому педагог ДОУ стремится к использованию как можно большего количества речевых приёмов.
Беседа
Расширение словарного запаса детей 3–4 лет — одна из основных задач образовательного процесса во второй младшей группе. Этот приём также стимулирует малышей сопровождать свои действия словом, что очень важно для развития речи.
Воспитатель организует беседу на основании того, чем занят малыш. Так, в процессе игры с конструктором педагог начинает разговор с вопроса: «Что ты хочешь построить?», выстраивая диалог так, чтобы ребёнок формулировал полные ответы простыми предложениями.
Рассказ, сказка
Прежде чем поручить детям самостоятельное выполнение какого-либо задания, педагогу необходимо убедиться в том, что дошкольники поняли суть процесса. Например, чтобы приобщить малышей к чистоте и порядку, можно не только прочитать детям «Мойдодыра», но и рассказать занимательную историю или терапевтическую сказку. Это является психологическим приёмом, используемым для поощрения ребят к определённым действиям, а также помогает справиться с детскими страхами.
Стихотворения, загадки
Разгадывание загадок не только настраивает малышей на работу, но и тренирует мышление, речь, память. Эти образцы словесного приёма подбираются под тему. Так, если ребята отправляются в игровой центр, в качестве сопровождения можно предложить стихотворения о куклах, игрушках:
• У куклы синие глаза,
У куклы жёлтая коса
И розовое платье.
Для куклы Катя фартук шьёт,
А Надя варит ей компот.
• Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
— Можно мне? — Спросила мышка.
— Что ты! Ты ещё малышка!
• Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра,
Без приказа светофора,
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная.
• Деревянная матрёшка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрёшка,
То матрёшек целых пять!
Если планируется самостоятельная изобразительная деятельность на тему рисунка осени, то предварить работу можно загадками про это время года:
• Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи).
• Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад).
• Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья).
Музыка
О пользе музыкального сопровождения сегодня говорят не только психологи, но и педагоги, которые видят практические результаты от прослушивания детьми в процессе образовательной деятельности приятно звучащих мелодий. К таковым можно отнести образцы классической музыки, звуки природы, которые являются универсальным фоном для любой самостоятельной активности.
Это интересно. Многочисленные исследования подтверждают факт повышения уровня развития интеллекта в результате прослушивания классической музыки.
Игра
Использование игр в качестве приёма организации самостоятельной деятельности ограничивается двумя условиями:
• забавы не применяются в том случае, если самостоятельная деятельность предполагает собственно игровую активность (иначе возникнет переизбыток впечатлений и, как следствие, однообразие и скука);
• этот приём используется, как правило, в начале самостоятельной деятельности, так как в дальнейшем игры будут рассеивать внимание малышей.
Это интересно. Исключением во втором случае являются только физкультминутки и подвижные игры, которые направлены на отвлечение детей от основной деятельности.
Виды свободной деятельности во второй младшей группе детского сада
Индивидуализация в работе с детьми имеет особенное значение, так как позволяет включить в образовательный процесс ребят, отличающихся по характеру, темпераменту, уровню знаний и т. д. Самостоятельная деятельность является наиболее полноценным вариантом воплощения целей индивидуализации в жизнь, поэтому этот вид занятости включается во все другие компоненты образовательного процесса группы. Можно выделить 3 основных вида деятельности, используемых в ДОУ, в рамках которых реализуются цели и задачи самостоятельной работы детей во второй младшей группе.
Познавательно-исследовательская активность
Познавательно-исследовательская деятельность связана с получением знаний. Например, рассматривание картинок, упорядочивание иллюстраций по ходу развития сюжета сказки. Во второй младшей группе дети учатся сами рассказывать содержание того или иного художественного произведения по картинкам или в процессе простых драматизаций с помощью пальчикового театра. Так, в 3–4 года малыши могут самостоятельно надеть кукол-героев на пальцы и рассказать сюжет «Репки», «Трёх поросят», «Колобка».
Художественная или проектная деятельность
В изобразительной деятельности детей часто преобладают рисунки любимых персонажей из мультфильмов, книг. В практике работы ДОУ эта активность используется не только непосредственно на занятиях, но и в качестве приёма привлечения родителей к совместной с ребёнком деятельности. Например, если задание сделать поделку на осеннюю ярмарку даётся на дом.
Игровая активность
Это ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ уделяется особое внимание. Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей группы необходим стандартный набор игровых материалов:
• мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические, то есть представляющие собой простые геометрические фигуры);
• пазлы;
• конструкторы.
В процессе игры дети:
• моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками;
• учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы и выбирая тот или иной фрагмент);
• развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку развития сюжета прослушанной истории).
В процессе игры у дошкольников появляется возможность проявить самостоятельность, фантазию, по своему желанию объединиться со сверстниками, развивать свои знания и способности.
Самообслуживание
Начало трудового воспитания связано с формированием навыков самообслуживания :
• умения ухаживать за собой;
• пользоваться туалетом;
• самостоятельно кушать;
• одеваться и раздеваться.
Эти умения влияют на самооценку ребёнка, то есть являются важным условием полноценного психического развития личности.
Вторая младшая группа — это благоприятный период для продолжения работы над перечисленными навыками, а также для автоматизации полученных умений. И связано это, прежде всего, именно с характерным для трёхлеток стремлением к самостоятельности («Я сам!»).
Занятие по самообслуживанию во второй младшей группе ДОУ
Как и любой другой урок в детском саду, занятие по самообслуживанию во второй младшей группе длится 15–20 минут. Это время распределяется между тремя этапами:
1. Введение. Выделяется 2–3 минуты для актуализации опорных знаний. На этом этапе используются мотивационные приёмы. Например, прослушивание сказки или разгадывание загадок.
2. Основной этап рассчитывается на 12–15 минут. В ходе работы детям демонстрируется образец (например, порядок одевания, раздевания на кукле) или рассказывается назначение тех или иных предметов в центре (к примеру, нового набора картинок по теме «Что нужно для соблюдения гигиены» в уголке познавательной деятельности). Затем дети отрабатывают на практике полученные знания.
3. Заключительный этап (2–3 минуты). Целью завершающей фазы занятия является оценка деятельности ребят, а также первичное освоение навыка рефлексии. Во второй младшей группе детям достаточно уметь оценивать свою работу на уровне «понравилось занятие (задание) или не понравилось».
С целью профилактики переутомления воспитанников в середине занятия можно провести подвижную игру или физкультурную паузу.