Табурца Елена
Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной и социальной и творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной и социальной и творческой деятельности.»
План.
1. Актуальность проблемы.
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.
3. Ообенности вокальной работы с детьми с нарушением зрения.
4. Заключение.
Введение. Актуальность.
Публикация «Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной и социальной и творческой деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема организации системы и получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования в настоящее время является чрезвычайно актуальной и является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной и творческой деятельности. Развитие детей с различными нарушениями зрения опирается на использование компенсаторных процессов, происходящих в организме ребенка. Развивая таланты и способности детей с ОВЗ, публичные выступления и выход на сцену, формируют лидерские качества, делают их успешными и уверенными в себе.
Педагогическая целесообразность.
Особенности работы с детьми с нарушением зрения.
Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием и представляют особую категорию. Научившись выражать свое состояние голосом, ребенок получает эффективнейшее средство для снятие внутреннего напряжения и для самовыражения. Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние оказывает, именно пение.
Индивидуальный образовательный маршрут
С учетом индивидуальных особенностей ребенка (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы) составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Цель: раскрытие посредством музыки духовного мира ребенка, создание условий для его самовыражения, создание условия для успешного освоения ребёнком образовательной программы и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
Образовательные (предметные) : сформировать основные вокально-технические навыки: певческое дыхание, вокальное звукообразование, дикцию; понимать выразительные средства музыки; умение пользоваться средствами музыкальной выразительности для создания музыкально – художественного образа; формирование и совершенствование навыка сценического поведения, артистичности исполнения.
Метапредметные: развить музыкальный и вокальный слух;
развить культуру восприятия музыки – как необходимого условия овладения секретами музыкального искусства;
Личностные: формирование успешности, овладение навыками публичных выступлений, воспитать чувство любви и интереса к подлинно художественной музыке, музыкально-эстетического вкуса, гармонично развитой личности, воспитать инициативность, активность, творческое отношения к делу.
Режим занятий
2 раза в неделю по 1 академическому часу (один академический час в группе).
Условия реализации
Успешной организации образовательно – воспитательного процесса способствует следующее материально- техническое обеспечение:
• Помещение, приспособленное для занятий вокалом;
• Магнитофон, синтезатор;
• Акустическая система, состоящая из – колонок, усилителя и микшерного пульта, к которому, в свою очередь, подключается микрофоны.
• Зеркало стеновое размером не менее чем 2м в ширину и 3м в высоту.
• Фортепиано.
Структура занятий
Артикуляционная гимнастика (разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы).
Упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, правильное формированием звука.
Распевание-подготовка голоса к дальнейшим профессиональным нагрузкам (упражнения носят разогревающий разминочный характер).
Интеллектуальная пауза (носит непосредственное вокально-методическое значение).
Работа над репертуаром.
Освоения репертуара, пение в микрофон.
Планируемые результаты.
Предметные: сформированность основных вокально-технических навыков: певческого дыхания, вокального звукообразования, дикции; понимание выразительных средств музыки- мелодии, гармонии, ритма, темпа, динамики, тембра и т. д. умение пользоваться средствами музыкальной выразительности для создания музыкально – художественного образа; формирование и совершенствование навыка сценического поведения, артистичности исполнения; усвоение в процессе обучения
Метапредметные: развитая культура восприятия музыки – как необходимого условия овладения секретами музыкального искусства; развитый музыкальный слух и вокальный слух.
Личностные: устойчивое чувство любви и интереса к подлинно художественной музыке, музыкально-эстетического вкуса, гармонично развитой личности. Воспитание инициативы, активности, творческого отношения к делу.
Польза и преимущества пения:
• развитие мышц и улучшение иммунитета
• одновременно получаем удовольствие от процесса
• укрепление диафрагмы и стимулирование кровообращения
• легкие во время пения тренируются
• улучшенное кровообращение и насыщенный кислородом кровоток позволяют большему количеству кислорода достигать мозг.
• улучшение умственной активности
• улучшение концентрации внимания и памяти
• увеличение аэробных способностей и выносливости
• пение высвобождает эндорфины — химическое вещество, которое заставляет вас чувствовать себя бодро и счастливо.
Вспомним китайскую поговорку: «скажите мне — и я забуду, покажите — и я запомню, дайте сделать — и я пойму». Практическую часть мы сделаем вместе.
Практическое занятие (фрагмент)
Пение детей с ограниченными возможностями здоровья очень популярно, каждый год проводятся различные вокальные фестивали и конкурсы.
В своей работе я опираюсь на различные методики вокально-исполнительской работы голосового аппарата: на методику развития голоса, созданную В. В. Емельяновым, на методику развития вокальных способностей педагога И. Исаевой, и других, а также, собственного многолетнего опыта работы с детьми в образцовом художественном коллективе вокальном ансамбле «Лира».
«Приветствие» (носит разогревающий разминочный характер)
Упражнение «Вопросы ответы». На вопросы педагога ребенок отвечает скользящей (глиссирующая) восходящей и нисходящей интонацией с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровым порогом». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).
Сегодня утром ты проснулась с хорошим настроение?
Утром съела вкусный завтрак?
Повторила любимую песенку?
Ты любишь играть?
Игра-упражнение «Веселое путешествие». Активизация воображения, памяти, чувств, двигательной реакции.
Педагог: «Как человек путешествует? Как передвигается, с помощью чего?»
-Изображаем ходьбу, ритмично шагая, считая вслух.
-Изображаем езду на лошадке (цокая языком медленно-быстро, тихо-громко, изображая топот копыт, и делаем несколько ударов правой и левой ногой (лошадка бьет копытом).
-Имитируем езду на автомобиле с помощью вибрации губ. Игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствия и т. п. (Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР>>, т. е. звонких, а не глухих «Т П Р». Такие задания побудят изменять высоту и силу тона на вибрации губ и помогут добиться звучного, энергичного тона.
-Гудим, продувая щеки, изображая полет на самолете (давать задание самонаблюдения, в зависимости от возраста обучаемых, рекомендуется контролировать ощущения расширения глотки (раздувание, ощущения вибрации в области трахеи и лицевых костей, ощущения активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.
Игра-упражнение «Считалочка». (скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!» крикните)
Интеллектуальная пауза (беседа)
Артикуляционная гимнастика.
У детей с нарушениями зрения имеются недостатки в работе артикуляционного аппарата. В своей практике основными этапами работы над артикуляционным аппаратом считаю: снятие психологических зажимов, применение артикуляционной гимнастики и вокальных упражнений. Приемы, используемые на занятиях, помогают корректировать моторный механизм нарушенного произношения путем артикуляционной гимнастики-активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.
Активная естественность (свобода) – есть естественная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная и активизированная. Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу.
Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе пения используются следующие специальные упражнения:
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между
зубами не будет промежуток в 2 пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа, Яяяяяяя, Ооооооо – расстояние в 2 пальца
Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,
Иииииии – рот слегка прикрыт
3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.
Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости можно использовать следующие движения:
-«Генеральная уборка» (круговые вращение языка вправо и влево при сомкнутых губах, как бы пересчитывая зубы).
-«Волшебная кисть» (высунуть язык наружу и произвести им движения как бы рисуя цифры от 1- 20 или буквы алфавита).
-«Рулетик» (при открытом рте и высунутом языке свернуть язык в «рулетик»).
- «Надуваем шарики» (надуваем щеки)
- «Сдуваем шарики» (втягиваем щеки внутрь)
-«Трубочка –улыбка» (активные движения губ вперед в «трубочку» и растягивание в «улыбке»)
Скороговорки
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук. Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.
Примеры:
• Три сороки-тараторки тараторили на горке.
• Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
• У четырех черепашек четыре черепашонка.
• У Киры и Фиры в квартире был пир:
Факир ел зефир и кефир пил Факир.
• Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Заключение. Творческий вокальный коллектив-это среда, некое поле социальных отношений, где личность участвует в жизнедеятельности общества, выступая ее субъектом. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет сделать эффективным процесс адаптации в социуме и способствует активной деятельности ребенка.
Коллектив в условиях дополнительного образования — это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающее условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей с ОВЗ, их позитивного взгляда на себя и общество.