татьяна фомина
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Формирование элементарных математических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Актуальность темы определена тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа составлена на основе программы Е. В. Колесниковой, что позволяет детям познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки дошкольной программы. Решение математических задач, связанных с развитием логического мышления, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. При этом валеологически значимую роль играют физмитутки, использование которых предусматривается данной программой. Так же она ориентирована на базовую программу подготовки детей 6 - 7 лет по математике :
Публикация «Самообразование воспитателя подготовительной группы „Формирование элементарных математических способностей“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Знакомство с цифрами, как условными знаками, обозначающими число.
• Формирование умения первоначального сч та.
• Знакомство с числами и десятками.
• Знакомство с элементами знаковой системы (больше, меньше, равно).
• Сравнение чисел.
• Понимание связи и отношений между смежными числами.
• Представление о линиях.
• Представление о форме.
• Формирование умения вычислительной деятельности на материалах решения простых математических задач.
• Развитие специфических элементов математических способностей (запоминание чисел, выполнение простейших математических операций).
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.
Так же актуальность темы обусловлена тем, что Концепции по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
• использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
• активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа : подготовительная к школе группа
Сроки: 2020-2021
Ожидаемый результат:
Дети:
• активизация познавательного интереса дошкольников;
• развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
• формирование элементарных математических представлений.
Педагог:
• повышение своего теоретического познания в области математики;
• оформление центра «занимательная математика»
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Основной комплект Е. В. Колесниковой — Демонстрационный материал : Математика для детей 6-7 М. : ТЦ Сфера, 2015. — Математика для детей 6-7 : Метод, пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015. — Рабочая тетрадь для детей 6-7 М. : ТЦ Сфера, 2015. - Математика для детей 6-7 : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2015г.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003 г.
8. Е. А. казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в подготовительной группе группе. : Учитель.
2. Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год с детьми.
Сентябрь
Диагностика
1 Занятие 1. Числа от 1 до10; математическая загадка; знаки больше,
меньше; работа со счётными палочками. Геометрические фигуры:
квадрат, прямоугольник.
2 Занятие 2. Знаки +,=,-; математические задачи. Величина: сравнение
предметов. Ориентировка на листе бумаги.
3 Занятие 3. Счёт по образцу и названному числу; независимость числа от
пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с
фигурами. Части суток.
4 Занятие 4. Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества
предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Треугольник,
трапеция.
Октябрь
5 Занятие 5. Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая
загадка. Ознакомление с часами.
6 Занятие 6. Установление соответствия между количеством предметов и
цифрой. Дни недели. Положение предметов по отношению к себе и
другому лицу
7 Занятие 7. Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из
двух меньших. Овал. Установление связей и зависимости.
8 Занятие 8. Арифметические задачи; решение примеров. Измерение
линейкой. Ориентировка на листе бумаги.
Ноябрь
9 Занятие 9. Цифры от 1 до9; числа 10, 11. Часы; определение времени.
10 Занятие 10. Независимость числа от пространственного расположения
предметов; математическая загадка4 отношение между числами; состав
числа из двух меньших.
11 Занятие 11. Число12. Дорисовывание кругов. Определение времени на
часах. Дорисовка недостающего предмета.
12 Занятие 12. Отношение между числами; математическая загадка; состав
числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяца.
Декабрь
13 Занятие 13. Число 13, математическая задача, решение примеров.
Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части.
14 Занятие 14. Решение примеров, знаки
+, -; соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше,
глубже. Элементы треугольника. Сравнение, установление
последовательности событий.
15 Занятие 15. Число14. Дни недели. Сравнение, установление
последовательности событий.
16 Занятие 16. Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача,
состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника.
Январь
17 Занятие 17. Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.
Рисование символического изображения кошки.
18 Занятие 18. Числа от 1 до 15; решение примеров. Дорисовывание овалов.
Установление связей и зависимостей.
19 Занятие 19. Число 16. Измерение линейкой. Определение времени по
часам. Установление связей и зависимостей.
20 Занятие 20. Математическая загадка; знаки +,-, состав числа из двух
меньших. Дорисовывание треугольника.
Февраль
21 Занятие 21. Число 17; решение примеров; счёт по образцу и названному
числу. Часы. Поиск недостающей фигуры.
22 Занятие 22. Число 17. Символическое изображение собачки.
Ориентировка на листе бумаги.
23 Занятие 23. Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому
числу. Вершины, стороны, углы. Поиск недостающей фигуры.
24 Занятие 24. Число 18, решение примеров. Времена года. Ориентировка на
листе бумаги.
Март
25 Занятие 25. Число 19; состав числа из двух меньших чисел. Сравнение
предметов по величине. Установление последовательности событий.
26 Занятие 26. Число 19. Измерение линейкой. Дорисовывание квадратов.
27 Занятие 27. Число 20; решение примеров, задачи. Установление связей и
зависимостей.
28 Занятие 28. Решение арифметической задачи; решение примеров.
Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в
клетку. Установление связей и зависимостей.
Апрель
29 Занятие 29. Знаки +,-; математическая загадка; соотнесение количества
предметов с цифрой. Измерение линейкой. Определение времени на
часах.
30 Занятие 30. соотнесение количества предметов с числом; решение
примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.
31 Занятие 31. Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка по отношению к другому лицу. Установление связей и
зависимостей.
32 Занятие 32. Задачи – шутки; решение примеров; математические загадки.
Весенние месяца.
Май
Диагностика
33 Повторение пройденного материала. Математические загадки, решение
примеров.
34 Закрепление счёта в прямом и обратном порядке, названия месяцев.
35 Закрепление геометрических фигур. Решение примеров.
36 Ориентировка во времени. Часы. Счёт до 20.
3. Накопительно-практический этап:
- Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
- Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Планируемые формы работы с детьми : игровое задание, игровое упражнение, беседа, логическая задача, загадка, графический диктант, физкультминутка, художественное слово, стихи, игра. Так же предусмотрено использование следующих методов организации педагогической деятельности: - наглядные (демонстрация наглядных пособий); - практические (упражнение, экспериментирование, моделирование); - игровые (дидактические игры, ролевые игры).
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. В течение года
3. Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». Декабрь
4. Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве» Февраль
5. Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»
Март
6. Рекомендации: «Формируем пространственные представления»
7. Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» Апрель
Работа с педагогами.
- Проведение открытого занятия по ФЭМП
4. Заключительный этап
Подготовить отчет о проделанной работе за год