Виктория Полканова
Самообразование воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Цель: активизировать мышление и речь детей с помощью загадки, создать условия для всестороннего и гармоничного развития дошкольников.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.
- Создать предметно - развивающую среду, направленную на воспитание и развития дошкольников, через загадку.
- Учить детей отгадывать загадки, активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
- Совершенствовать работу с родителями.
Публикация «Самообразование воспитателя „Роль загадки в воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Развивать собственное профессиональное мастерство, добиваясь высоких результатов деятельности
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно в разных направлениях, учила обрабатывать информацию быстрее, помогала совершенствовать человеческую мысль.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Очень увлекательно придумывать с детьми свои загадки.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания. Дает им познать намного больше с помощью слов которые они не слышали ранее и познать их смысл.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.
Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: кто? что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.