Приложение МААМ

Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Светлана Коротких
Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

(старшая группa)

Введение

Проект рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Публикация «Самообразование „Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольникa. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Зa дачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Условия реализации:

В группе «Цыплята» - средний дошкольный возраст 5-6 лет.

Срок работы по теме самообразования : 1 год

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

План работы на год

Сроки Содержание работы Практические выходы

Сентябрь - май 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.

2. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001

4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. М., 2005г Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Сентябрь-май Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. Литературные чтения. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Октябрь Применение цитат из сказок в режимных моментах. Изучение цитат, разгадывание загадок «Герои русских народных сказок».

Ноябрь Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль». Обсуждение сказок. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

Декабрь Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. Викторина «В гостях у сказки».

Январь Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий. Просмотр театральной постановки сказки «Морозко».

Февраль Тематические занятия, самостоятельное творчество. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок : «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище». Детское творчество «В стране добра и зла». Составление списка добрых дел «Мои добрые дела».

Март Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки (на определение сказочного героя). Неделя дидактических игр.

Апрель Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

Май Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником (цей)». Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к своей сказке.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185

9. .Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.

18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.

22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 10:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коротких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД