Светлана Коротких
Самообразование «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
(старшая группa)
Введение
Проект рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность выбранной темы
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольникa. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Зa дачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Условия реализации:
В группе «Цыплята» - средний дошкольный возраст 5-6 лет.
Срок работы по теме самообразования : 1 год
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
План работы на год
Сроки Содержание работы Практические выходы
Сентябрь - май 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
2. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001
4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. М., 2005г Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Сентябрь-май Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию. Литературные чтения. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Октябрь Применение цитат из сказок в режимных моментах. Изучение цитат, разгадывание загадок «Герои русских народных сказок».
Ноябрь Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль». Обсуждение сказок. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.
Декабрь Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие. Викторина «В гостях у сказки».
Январь Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий. Просмотр театральной постановки сказки «Морозко».
Февраль Тематические занятия, самостоятельное творчество. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок : «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище». Детское творчество «В стране добра и зла». Составление списка добрых дел «Мои добрые дела».
Март Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя). Неделя дидактических игр.
Апрель Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.
Май Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником (цей)». Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к своей сказке.
Литература
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
9. .Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.
18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.
22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001