Васильева Татьяна Александровна
Самообразование. Вокальные навыки
▼ Скачать
г. Саратов ЦРР МДОУ «Детский сад №135» музыкальный руководитель Васильева Татьяна Александровна
Самообразование по теме : «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».
Период проведения: начало работы – 01.09.2022г
Окончание (примерно) – 10.05. 2023г
Публикация «Самообразование, Вокальные навыки» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Развивать вокальные навыки детей, приобщая к искусству пения.
Задачи:1. Стимулировать эмоциональную отзывчивость, на музыку, используемую в песнях.
2. Развивать навыки активного пения.
3. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности
4. Формировать интерес к коллективному и индивидуальному исполнению песен.
5. Взаимодействовать с родителями по вопросам подготовки к праздничным мероприятиям, выступлениям,
Актуальность: В 2022 -2023 учебном году начала работу над новой темой самообразования «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста, на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)». Этап реализации темы - ознакомительный, творческий, практический. По результатам проведенной работы планируются мероприятия с детьми и родителями в соответствие с планом самообразования.
Пониманиепроблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство требует определенных последовательных действий: повторений, упражнений, закреплений. Главным является постоянный интерес ребенка к музыкальной деятельности! В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательных, образовательных задач. Одной из основных является развитие певческих способностей детей.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: ” Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”.
Песенный репертуар включает в себя два аспекта:
– упражнения для развития певческого голоса и слуха;
– песни для различных видов музыкальной деятельности.
Задачи вокального воспитания : развивать у ребенка звуковысотный слух, научит его чисто интонировать, четко и ритмично пропевать тексты песен, грамотно используя при этом певческое дыхание, можно и нужно решать в игровой форме, широко используя наглядный материал, дидактические игры.
Основной механизм обучения дошкольников – личностно-ориентированный игровой метод. Он позволяет помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления и проявления, благополучной психологической и эмоциональной среде, способствовать практическому усвоению музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деятельности.
План
Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы
Самореализация и изучение методической литературы
2022-2023 Продолжать ознакомление и анализ новинок учебно-методической литературы;
Пополнять музыкальную медиатеку для творческой деятельности детей;
Изучать опыт коллег в области музыкальной деятельности;
Познакомить педагогов с этапами работы над темой самообразования на педагогическом совете;
Использовать интернет-ресурсы для работы с педагогами, коллегами и родителями воспитанников.
Работа с детьми 2022-2023 Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей дошкольников.
Проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Использовать в НОД элементы здоровьесберегающих технологий.
Включать в работу с детьми современные музыкальные новинки и элементы народного фольклора.
Продолжать знакомить детей с музыкальным искусством с помощью литературы, ИКТ, живописи. Привлекать социальных партнеров для дальнейшего ознакомления с искусством пения.
Использовать результаты деятельности с детьми на мероприятиях и развлечениях в ДОУ.
Работа с родителями 2022-2023 Консультативная работа с родителями:
Индивидуальные и групповые консультации.
Взаимодействие с родителями по вопросам подготовки к праздничным мероприятиям, выступлениям в рамках районных конкурсов и др.
Помощь родителей в приобретении и изготовлении пособий, реквизитов для детской деятельности.
Перспективы работы 2022-2023 1. Стимулировать у детей положительные эмоции, побуждая их к активному восприятию музыки.
2. Формировать интерес к пению, используя классическую музыку, музыку детских композиторов и русский народный фольклор.
3. Рассказывать и знакомить детей с вокальным искусством, с помощью музыкальных записей, ИКТ, совместных и индивидуальных прослушиваний и исполнений песен.
План работы
№ Мероприятия Срок проведения
1. Работа по теме самообразования, подбор средств реализации доступной для дошкольного восприятия.
Обзор информации интернет-ресурсов по изучаемой теме. В течение года
2. Провести первичную диагностику детей с целью определения музыкально-творческих способностей.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Напоминание правила певческой установки:
Правила:
-сидеть (стоять) ровно;
-не сутулиться;
-корпус и шею не напрягать;
-голову держать прямо, не
запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;
-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Вокальные навыки :
-дыхание
Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания.
В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).
-звукообразование
Учить детей петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания.
-дикция
Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.
-ансамбль
В пении ансамблем приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью.
Взаимодействовать с родителями в рамках подготовки досугов.
Проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми с учетом индивидуальных особенностей;
Включать в НОД упражнения и элементы здоровьесберегающих технологий;
Развивать певческие способности детей, используя музыкальные новинки;
Показывать результаты детского творчества на праздничных досугах в ДОУ и Городских мероприятиях.
Сентябрь-Май
3.
Песни «Ах, какая осень»,
«Что нам осень принесёт»,
«Осенние листочки»,
«Осень- Осень»
«Дождик- листопадничек»
Работа над песнями:
Исполнение их на досугах и праздниках.
(В течение года репертуар песен может меняться по усмотрению музыкального руководителя) Сентябрь-Октябрь
4.
Песни: «Мамочка, мамуля», «Мама-солнышко моё», «Мамины цветочки» Ноябрь
5. Январь
Песни: «Здравствуй, Новый год!», «Праздничная елочка», «Новогодние игрушки».
Песни: «Ты гори огнями, елка», Елка-елочка», «Прощай, Ёлочка!» Декабрь-январь-февраль
6. Песни: «Поцелую бабушку» «Мамочка родная» «Прадедушка»
Песни «В день 9 мая», «Праздничный салют»,
Песни «До свидания, детский сад!»,
«Школа нас ждет», «Детство» Март-
Апрель -Май
7. Провести открытую образовательную деятельность для родителей в рамках дня открытых дверей.
Провести досуг для детей 2-3лет, 3-4 лет, 4-5 лет- «Весна – Красна», «Весенняя сказка»
Взаимодействие с родителями в рамках подготовки к Выпускному. Апрель
8. Провести праздничное мероприятие для детей «День Победы» для детей 5-6 лет
Провести Выпускной для дошкольников 6-7 лет.
Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-дидактический материал для дошкольников в группах». Май
Перспектива работы:
• Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
• Создать картотеку песенного репертуара;
• Вокальных упражнений для развития голоса;
• Использовать в своей работе инновационные технологии :
• • здоровьесберегающие технологии;
• • технологии проектной деятельности
• • информационно-коммуникационные технологии
• • личностно-ориентированные технологии;
• • технология портфолио педагога
• • игровая технология
• Пополнять методическую библиотеку вновь изданными пособиями по музыкальному воспитанию дошкольников. Показать результат работы над темой самообразования в качестве проведенных мероприятий с участием детей, их родителей и педагогов ДОУ.
Литература:
1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М., “Просвещение”, 1989.
2. С. И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет»
3. Песни и упражнения для развития голоса. О. В. Замуруева
4.«Развиваем музыкальный и ритмический слух»2013.-93. Л. В. Гаврючина
5.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Т. С. Овчинникова
6. «Музыка здоровье»М. Анисемова
7.«Система музыкально-оздоровительной работы в Детском саду»О. Н. Арсеневская
8.«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» (Цикл позновательно-музыкальных занятий с детьми 5-7лет).О. Н. Арсеневская
9.«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушина
10.«Учимся петь и танцевать, играя» А. Евтодьева
11.«Музыка, дети, здоровье» О. Кацер, С. Коротаева
12.«Музыкальное воспитание в детском саду» Н. Ветлугина
13. Журнал «Музыкальный руководитель»
14. Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева
15.«Игры для развития эмоций и творческих способностей» Г. В. Лаптева