Камал Калибаева
Программа «Социокультурные истоки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по программе «Социокультуные истоки» средняя группа
Тема Программное содержание Интеграция направлений Словарная работа Методы и приемы материал
1. Сентябрь
Активное занятие
«Сказочный лес»
30.09.15 Расширять представление о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса.
Публикация «Программа „Социокультурные истоки“ в средней группе» размещена в разделах
Учить детей поддерживать разговор, беседу со сверстниками и взрослыми, представлять собственное решение и совместное решение пары, группы, делать нравственный выбор, принимает решение, за которое отвечает.
Воспитывать внимательное, заботливое отношение к миру природы.
Познавательное,
Речевое,
Социально-коммуникативное Объяснить значение слов голубушка, заманили 1. Подготовительный этап – чтение сказки «Снегурушка и лиса»
2. Индивидуальный этап: самостоятельное выполнение задания 3 минуты
3. Работа в паре. Предложить детям внимательно выслушать друг друга и отметить картинки так, как решили вместе. Время работы 5 минут
4. Обсуждение в группе.
5. Заключительный этап:
- Как лесные жители отнеслись к Снегурушке
- Захотелось ли вам побывать в этой сказке КНИГА 2
«Сказочный лес»
«Истоковедение» том 5 стр. 168
I неделя
Хоровод «В лесу" Расширять представление о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о растениях леса. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении. Знакомить с произведениями народного искусства - пословицами
Продолжать учить говорить выразительно, эмоционально.
Развивать природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всем его многообразии. Познавательное,
Речевое,
Социально-коммуникативное Закрепить названия дикорастущих ягод родного края, съедобных грибов 1. Рассказ воспитателя о несметных богатствах леса.
Он дарит нам «воздух чистый, шепот листьев непонятный, трели птичек незнакомых, дружную семью грибов, ягод полные лукошки и деревья и зверей.»
2. Рассматривание предметных картинок с изображением ягод и грибов
3. Знакомим детей с пословицами:
«Лес богат, ведь он наш брат»
«Лесная сторона человека досыта накормит»
«Доброго человека лес встречает добротой»
4. Познакомить детей с текстом хороводной игры.
5. Продолжать знакомить с текстом во время проведения хороводной игры «В лесу»
КНИГА 2
«Сказочный лес»
II неделя
Растения леса Продолжать знакомить детей с растениями леса.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Поощрять проявление эмоций при проведении игр с использованием музыкального фольклора. Приучать запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.
Расширять представление о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки
Учить высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.
Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость и социальнуючувствительность к объектам живой природы. Познавательное,
Речевое,
Социально-коммуникативное Закрепить умение узнавать и называть лиственные и хвойные деревья.
Ввести в речь детей слова домовничать, помалкивать
1Беседа по сюжетной картине «Осенний лес»
2. Загадки о лесе, деревьях, ягодах
Хороводная игра «В лесу»
3. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Ели»
4. Чтение стихотворения И. Бунина «В лесу»
5. Чтение сказки «Петушок – золотой гребешок»
КНИГА 2
«Сказочный лес»
III неделя
Животные леса Учить вступать и поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми. Продолжать знакомить детей с животными, их повадками. Помогать заменять слова более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы.
Развивать природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всем его многообразии.
Расширять представление о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.
Упражнять в ходьбе по кругу, учить согласовывать движения с текстом игры.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям литературных произведений. Познавательное,
Речевое,
Социально-коммуникативное Активизировать в речи названия диких животных, развивать умение отгадывать загадки описательного характера 1Беседа по сюжетной картине «Животные леса»
2. Загадки о диких животных
3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Петушок – золотой гребешок», беседа по тексту сказки
4. Д/игра «Подбери словечко» (определения которые подходят коту, петуху, лисе)
Х/игра «В лесу»
5. Закрепить стихотворение И. Токмаковой «Ели»
Х/игра «В лесу» КНИГА 2
«Сказочный лес»
IV неделя
«Сказочный лес» Расширять представление о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса.
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Учить использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения, слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать о чем говорят). Поощрять стремление освоить правила простейших дидактических игр.
Воспитывать чувства внимания, уважения, доверия, сострадания. 1Настольный театр по сказке «Петушок – золотой гребешок»
Раскрашивание страницы «Сказочный лес»
2. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
3. Беседа по тексту сказки, опираясь на иллюстрации сказки.
4. Закрепить стихотворение И. Токмаковой «Ели», х/игра «В лесу»
5. Познакомить и помочь понять пословиц:
«Дорога помощь вовремя»
«Друзья познаются в беде»
«Кто помогает сразу, тот помогает вдвойне»
Д/игра «Угадай с какой сказки отрывок»
Книга 2 стр. 22
Стр. 23
2. Октябрь Активное занятие «Дружная семья» Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»; формировать у родителей и детей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей; сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями, согласовывать свои действия с действиями других людей;. продолжать формировать у детей способность договариваться, приходить к единому мнению; развивать мотивацию родителей на совместную деятельность с ребенком. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Знакомить детей с орудиями труда и трудовыми действиями, развивать умение согласовывать слова в предложении Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», рассказов Л. Корсунской «Семья», Э. Шима «»Брат и младшая сестра», Е. Пермяка «Первая рыбка», стихотворений и потешек, пословиц и личного опыт детей.
Русская народная игра «У дедушки Трифона».
Индивидуальный этап
Предложить рассмотреть иллюстрации, выбрать те, на которых изображена дружная семья и отметить ее знаком +.
- Совместный труд
- Совместное чтение
- Семейное чаепитие
- Семейная прогулка
Время 3 минуты.
Работа в паре
«Дружная семья»
- Первый ребенок сообщает свое решение
-Второй внимательно слушает, выражает свое согласие или несогласие.
Поощрять тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме
Экспертная оценка.
Одна из пар показывает иллюстрации, которые они отметить, предлагая начинать с высказывания «Мы решили, мы думаем».
Заключительный этап.
Необходимо выяснить мнение детей о том, понравилось ли им работать в паре.
Оформление страницы «Наша дружная семья» «Истоковедение» с. 118 том 5
Книга 1 с. 19-21
1 неделя октября Формировать представление о дружной семье. Учить детей выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым, вступать и поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми; Развивать в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед семьей. Упражнять в ходьбе по кругу, учить согласовывать движения с текстом игры.
Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость и социальнуючувствительность к родным и близким людям Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Объяснить значение слов матушка, лампадка, ангел – хранитель, ярмарка. Чтение русской народной песни «Где был Иванушка?»
Использование песни в хороводной игре.
Чтение рассказа Л. Корсунской «Семья»
Беседа Знаешь ли ты свою фамилию и фамилию своих брата или сестры?»
Чтение стихотворения И. Бунина «Матушке» Книга 1 с. 4, 11, 12
2 неделя октября Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья», о ценности семьи и жизни человека.
Учить понятно и грамотно формулировать свои мысли, говорить выразительно, эмоционально.
Развивать умение работать с литературной и литературно-художественной информацией в книгах для развития. Воспитывать доброжелательное отношение к героям литературных произведений.
Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Объяснить детям значение выражений: сестрицы-лебедицы, братья соколы Пальчиковая игра «Семья»
Чтение потешки «Пошла Маша на базар»; чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»
Знакомство с хороводной песней «По малину в сад пойдем»
Чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Моя бабушка» Книга 1 с. 14, 10, 18, 12
3 неделя Формировать у детей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.
Учить выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного. Учить запоминать небольшие и простые по содержанию потешки.
Развивать умение управлять собственной деятельностью
Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость и социальнуючувствительность к родным и близким людям. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Объяснить значение слов были - небылицы Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Мой дедушка»
Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор»
Пальчиковая игра «Семья»
Песня Н. Мурычевой «Моя семья», беседа по тексту.
Заучивание стихотворения В. Берестова «Любили тебя без особых причин» Книга 1 с. 13, 14, 17, 13
4 неделя Формировать представление о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда, представление о дружной семье. Продолжать приучать детей слушать сказки.
Упражнять детей в ходьбе по кругу. Развивать уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда
Учить высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.
Развивать умение соподчинять собственные мотивы поведения с поставленной целью.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям литературных произведений. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Учить подбирать однокоренные слова к слову ёрш, закрепить названия орудий труда, действий, выполняемых ими.
Объяснить значение слов копытце, булатные, чугунные Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», беседа с детьми «Как совместный труд укрепляет семью»
Рассматривание орудий труда, русская народная игра «У дедушки Трифона»
Рассказывание русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», Поразмышлять вместе с детьми о смысле пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте». Предложить детям подумать, что нужно делать, чтобы семья жила дружно и счастливо. Предложить варианты ответов. Книга 1 с. 16, 15, 5, 13
Ноябрь Ноябрь. Активное занятие «Домашнее тепло»
ноябрь Продолжать дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».
Расширять представление о дружной семье Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким. Помогать детям логично и понятно высказывать суждение. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения
Учить детей согласовывать движения с текстом пальчиковой игры. Развивать умение слушать друг друга.
Воспитывать доброжелательность, заботу, доброту по отношению к окружающим. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Использовать поэтические тексты Е. Благининой «Посидим в тишине», «Бабушка забота», А. Плещеева «Внучка» Пальчиковая игра «Семья»
Работа в круге.
Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»
Предложить ответить на вопрос «Чем вам понравилась семья, о которой мы с вами узнали».
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя, прикосновением руки передает слово ребенку, сидящему рядом. Далее работа продолжается по кругу.
Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие люди заботятся друг о друге», рассказы из личного опыта детей.
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»
Ресурсный круг «Домашнее тепло»
Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» Истоки – 1 с 26, 27; Истоковедение – 5 том, с. 165
1 неделя ноябрь Формировать представление о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи и жизни человека
Учить детей высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, говорить выразительно, эмоционально.
Продолжать учить запоминать небольшие и простые по содержанию потешки.
Упражнять в ходьбе по кругу, учить согласовывать текст с движениями
Развивать в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед семьей.
Воспитывать чувство благодарности к родным и близким людям, Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Хороводная игра «К нам гости пришли»
Пальчиковая игра «Семья»
Русская народная игра «У дедушки Трифона»
Чтение потешек «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар»
Хороводная игра «По малину в сад пойдем» Истоки - 1
2 неделя Совершенствовать представление о родном доме. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении
Учить детей читать наизусть небольшие по объему стихотворения, используя интонацию, паузы, дикцию, темп и тональность.
Продолжать учить работать с литературной и литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.
Упражнять в ходьбе по кругу. Воспитывать уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда
Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость и социальнуючувствительность к родным и близким людям Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Закрепить названия орудий труда
Учить подбирать однокоренные слова к словам бабушка и дедушка. Слушание песни «Моя семья» слова и музыка Н. Мурычёвой
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Внучка»
Чтение стихотворения Е. Благининой «Бабушка-забота»
Рассматривание орудий труда для работы бабушки.
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» 1 книга «Дружная семья»
3 неделя Расширять представления о домашнем тепле.
Учить детей выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного.
Совершенствовать умение детей проявлять настойчивость и самостоятельность в достижении цели
Воспитывать доброжелательность, заботу, доброту по отношению к окружающим. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Объяснить значение пословиц, объяснить значение выражения «Семеро по лавкам» Закрепить стихотворение А. Плещеева «Внучка»
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»
Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»
Беседа на тему «Что такое домашнее тепло?»
Беседа по пословице «Не красна изба углами, а красна пирогами», игра – драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам» 1 книга «Дружная семья»
4 неделя Помочь детям усвоить первый социокультурный опыт нашего народа. Во время проведения народных игр учить детей использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Развивать доброжелательное отношение к героям литературных произведений.
Воспитывать чувства: благодарности родным и близким людям Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Объяснить смысл пословицы,
Однокоренные ло Пословица «Не нужен и клад, когда в семье мир да лад», чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Песня «Самая хорошая» музыка В Иванниковой, слова О. Фадеевой.
Заучивание стихотворения В Беловой «Веселая забота»
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы», познакомить детей с пословицей «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
Декабрь Декабрь. Активное занятие «Дороги добра» (роль семьи в развитии положительного жизненного опыта) Знакомить детей с социокультурной категорией «Родные просторы»
Расширять представление о родном доме как начале всех добрых путей и дорог
Развивать умение договариваться, приходить к единому мнению.
Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Расширять представление о родном доме как начале всех добрых путей и дорог
Продолжать формировать речевую активность детей
Воспитывать доброжелательность, заботу, доброту по отношению к окружающим. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Обратить внимание детей на то, что дороги бывают разные: дороги, по которым идет человек, совершая добрые дела – это дороги добра.
Загадать детям загадку: «Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит»
Беседа на тему «Куда ведут пути дороги?»
1. Начинает беседу воспитатель – о детском саде (дорога на работу)
2. Дети рассказывают о своих любимых дорогах
3. Наша жизнь похожа на дорогу- от рождения до старости. пусть они будут добрыми и счастливыми.
Физкультминутка. выполнение произвольных движений под аудиозапись «Когда мои друзья со мной!»
Основной этап. «Добрые дела и поступки называются дорогами добра»рассматривание картинок по теме.
Индивидуальная работа за столами.
Работа в паре
Заключительный этап.
Приклеивание заранее принесенных детьми, на которых изображены люди совершающие добрые дела на цветок. Изготовление пособия «Цветок добра», картинки по теме.
«Истоковедение. Том 11 стр. 205
Декабрь.
1 неделя.
«Петушок и бобовое зернышко» Помочь усвоить первый социокультурный опыт нашего народа. Расширять представление о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.
Учить использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения в драматизации сказки, говорить выразительно, эмоционально.
Развивать положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям.
Воспитывать чувства доброжелательности, заботы, доброты по отношению к окружающим. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Учить детей использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова.
Объяснить значение пословицы 1. Рассказывание сказки
«Петушок и бобовое зернышко»
2. Беседа по сказке, используя иллюстрации к сказке
3. Поразмышлять вместе с детьми о смысле пословицы «Спешите делать добро»
4. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Делаем добро»
5. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»
2неделя Расширять представление о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда.
Учить говорить выразительно, эмоционально.
Развивать умение использовать интонацию, паузы, дикцию, темп и тональность.
Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость и социальнуючувствительность к сверстникам, героям литературных произведений Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Ввести в речь детей слова: погоняешь, активизировать в речи глаголы.
Объяснить значение пословицы. 1. Чтение потешки «Куда, Ваня, едешь?», беседа по тексту.
2. Познакомить детей с хороводной игрой «Огород»
3. Хороводная игра «Огород»
4. Драматизация потешки «Куда, Ваня, едешь?»
5. Работа с пословицей «Добрым путем Бог правит»
3 неделя Помочь усвоить первый социокультурный опыт нашего народа. Расширять представление о родном доме как начале всех добрых путей и дорог
Продолжать учить выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым, считаться с мнением друг друга.
Развивать умение проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым.
Воспитывать положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Ввести в речь детей слова торжок, молодица 1. Заучивание потешки «Пошел котик на торжок»
2. Рассматривание сюжетных картинок по теме «Добрые дела»
3. Познакомить детей с песней «Если с другом вышел в путь»
4. Заучивание потешки «Посылали молодицу»
5. Концерт «Читаем знакомые потешки»
4 неделя Учить управлять знаниями (в том числе знаниями о нравственности). Продолжать учить понятно и грамотно формулировать свои мысли.
Развивать умение использовать интонацию, паузы, дикцию, темп и тональность. Воспитывать доброжелательное отношение к героям литературных произведений. Социально-коммуникативное,
Речевое,
Познавательное,
Художественно-эстетическое Объяснить значение пословицы.
Ввести в речь детей слово невеличка 1Познакомить детей с пословицей «Доброму – добрая память»
2. Чтение стихотворения Ю. Яковлева «У мальчонки-невелички потерялись рукавички»
3. Познакомить с песней «Вместе весело шагать»
4. Чтение рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка»
5. Беседа по рассказу «Добрая девочка», рассказы детей о добрых поступках