Ирина Иванчук
Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
Актуальность.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явлением. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Воспитатель уделяет большое внимание и создает условия для развития речи ребенка. Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в изменении и образовании слов, в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей. Необходимо целенаправленно вести работу по развитию речи детей, а также привлекать родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. речевое развитие является залогом успешности ребенка в будущей жизни.
Цель: расширить теоретические знания по вопросу речевого развития детей с помощью дидактических игр, совершенствовать педагогическое мастерство.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу и опыт педагогов по данному вопросу;
2. разработать программу, методические пособия, дидактический материал;
3. создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;
4. работать над пополнением активного словаря детей в игровой и познавательной деятельности;
5. развивать словесно-логическое мышление, речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат детей;
6. поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;
7. вести просветительскую работу с родителями, привлекая их к активному участию в решении вопросов развития речи детей;
8. обобщить педагогический опыт, приобретенный в ходе работы над проблемой.
Методы работы:
1. словесный;
2. наглядный;
3. практический;
4. игровой.
Виды деятельности:
1. подбор методического материала;
2. проведение занятий по развитию речи;
3. проведение дидактических игр;
4. разработка и изготовление дидактических игр :
«Варим суп», «Продолжи ряд», «Лото», «Четвертый лишний»;
5. приобретение настольно-печатных игр;
6. создание картотеки дидактических игр;
7. применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
8. разработка консультаций и мастер-классов для родителей и педагогов.
Предполагаемый результат:
1. при систематической работе значительно увеличится словарь детей, будут формироваться грамматический строй и звуковая культура, усовершенствуются монологическая и диалогическая стороны речи;
2. освещение проблемы развития речи детей приведет к повышению интереса у родителей к способам развития речи собственного ребенка;
3. привлечение родителей к решению проблем речевого развития детей вызовет
интерес к созданию дидактических игр, их подбору.
План работы
Сроки Содержание работы Практический выход
Сентябрь Октябрь 1. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования.
2. Знакомство с новыми педагогическими технологиями.
3. Систематизация полученных данных.
4. Диагностика.
Обработка данных диагностики.
Подбор дидактических игр для развития речи детей.
Ноябрь Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.
«Повтори»
«Похоже – не похоже»
«Испорченный телефон»
«Кто больше»
«Назови картинку и найди первый (последний) звук»
«Замкни цепочку»
Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды.
Декабрь Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).
«Зачем нам эти вещи»
«Эстафета»
«Скажи наоборот»
«Скажи по-другому»
«Кому что нужно для работы»
«Назови три предмета»
Родительское собрание «Развитие речи детей».
Январь Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.
«Живые слова»
«Размытое письмо»
«Доскажи словечко»
«Один и много»
«Правильно или нет?»
«Придумай предложение»
Составление картотеки дидактических игр на развитие речи.
Февраль Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи.
«Вопрос - ответ»
«Будь внимателен»
«Знатоки»
«Что в чудесном мешочке?»
«Фанты»
«Только на этот звук»
Консультация для родителей «Методика организации и руководство дидактическими играми».
Март Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи.
«Представь товар»
«Нарисуем портрет»
«Магазин игрушек»
«Выбери начало»
«Составляем разные рассказы»
«Маленькие сочинители»
Изготовление родителями дидактических игр. Выставка игр.
Апрель Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи.
«Где начало рассказа»
«Исправь ошибку»
«Отгадай-ка»
«Нарисуй сказку»
«А я бы…»
«Кто больше заметит небылиц»
Консультация для педагогов
Май Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи.
«Какая картинка не нужна?»
«Почемучкины вопросы»
«Верно ли это?»
Итоговая диагностика. Обработка данных диагностики. Определение коррекционной работы.
Литература.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. –М. : Просвещение, 2005. – 160 с.
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/07/31/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-fonetiko-fonematicheskoy-storony
3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392529-kartoteka-igr-po-teme-didakticheskie-igry-na-
5. https://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie10.htm
6. https://raguda.ru/sk/aktualnost-problemy-rechevogo-razvitija-detej.html