Татьяна Курбатина
Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №230» Советского района г. Казани
План
по самообразованию
воспитателя Курбатиной Татьяны Петровны
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Публикация «Самообразование „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На 2019– 2020 учебный год для детей старшей группы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
3. Формировать целостную картину мира;
4. Расширять кругозор детей;
5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
•
o игра, которая является основным видом деятельности детей;
o сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
o решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
o музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
• наблюдения с детьми;
• обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
• объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
• показ способов действия;
• игровые приемы;
• совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат:
• У детей повысится уровень художественных способностей;
• Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
• Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература
1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
Т. А. Цквитария.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. :ТЦ Сфера, 2007.-128с
Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов у детей и интереса к рисованию.
Для работы была использована следующая литература:
№№
п/п Наименование прочитанной литературы Использование прочитанного
в практике
1
Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
Описываются разнообразные техники, особенно оттиска. Данная информация может использоваться в просвещении родителей (практические семинары, консультации, собрания, выпуск буклетов, бюллетеней и т. д.)
2
Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. – Ярославль, 1998. Для изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями.
3
Янушко Е. А. Рисование с детьми. – М., 2010.
Описывается применение техник рисования на мокрой бумаге, губкой и штампом, что применимо на занятиях с детьми раннего возраста.
4
Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Имеется тематика использования нетрадиционного рисования в ДОУ, также наглядный материал.
5
Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Данная информация применима при работе с родителями.
6
Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Сентябрь
Тема занятия: «Осенний ковер»
Техника : Печать листьями
Программное содержание: Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер, используя лисья - штампы как средство выразительности.
Оборудование: Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.
Тема занятия: «Веточка рябины»
Техника : Рисование пальчиками, печать листьями.
Программное содержание: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)
Оборудование: Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Октябрь
Тема занятия: «Грибы на опушке»
Техника : Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.
Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.
Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями.
Оборудование: Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.
Тема занятия «Что созрело в огороде»
Техника : Различные
Программное содержание: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.
Оборудование: Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»
Ноябрь
Тема занятия: «Дымковская игрушка»
Техника : Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.
Программное содержание: Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.
Тема занятия «Мое любимое дерево в разное время года»
Техника : Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.
Программное содержание: Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.
Оборудование: Альбомная бумага, клей ПВА, соль.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Декабрь
Тема занятия «Домашнее животное – собака»
Техника : Различные
Программное содержание: Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.
Оборудование: Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.
Тема занятия «Сказочный лес»
Техника : Рисование солью.
Программное содержание: Учить создавать рисунки, используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Альбомная бумага, клей ПВА, соль.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
Январь
Тема занятия «Зимний лес»
Техника : Рисование восковыми мелками, свечой.
Программное содержание: Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.
Оборудование: Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.
Тема занятия «Волшебный аквариум»»
Техника : Печать по трафарету, пальцами, листьями.
Программное содержание: Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.
Оборудование: Краски, листья, трафареты, бумага.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Февраль
Тема занятия «Сюрприз для папы»
Техника : Печать по трафарету, рисование пальчиком
Программное содержание: Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.
Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.
Тема занятия «Разноцветные шары»
Техника : Рисование мыльной пеной
Программное содержание: Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.
Оборудование: Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»
Март
Тема занятия «Букет незабудок для мамы»
Техника : Рисование ватными палочками
Программное содержание: Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.
Оборудование: Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.
Тема занятия: «Какого цвета весна»
Техника : Кляксография
Программное содержание: Учить создавать образ, используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Оборудование: Упражнять в рисовании с помощью данной техники.
Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Апрель
Тема занятия «Веселые матрешки»
Техника : Граттаж.
Программное содержание: Познакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.
Тема занятия «Море»
Техника : Граттаж.
Программное содержание: Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.
Оборудование: Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»
Май
Тема занятия «Цветочная поляна»
Техника : Печатки из пластилина
Программное содержание: Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.
Оборудование: Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.
Тема занятия «Нарисуй, что хочешь»
Техника : Рисование ватными палочками
Программное содержание: Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.
Оборудование: Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.
Работа с родителями
Выставки детских рисунков для родителей.
Выход темы:
1. Провести экскурсии в библиотеку поселка Дербышки.
2. Провести экскурсии в летний, осенний парк.
3. Выступить с отчётом на педагогическом совете.