Светлана Зайчикова
Самообразование «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на тему :
«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей 6-7 лет»
Ф. И. О. педагога – Зайчикова Светлана Владимировна
Образование – высшее
Тема самообразования – «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей 6-67лет»
Работа начата – сентябрь 2023года
Предполагается закончить – май 2024 года
Пояснительная записка
Публикация «Самообразование „Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Подготовительная группа
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, поэтому для углубленной работы выбрала тему «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста». Ведь уже для большинства первоклассников типичным стало нарушение осанки.
Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе и занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника ребенка.
Нарушения в опорно-двигательном аппарате возникают, как правило, у физически слабых и не занимающихся физическими упражнениями детей.
С физиологической точки зрения данные нарушения рассматриваются, как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания.
Считаю, что основным и лучшим средством формирования правильной осанки, коррекции её нарушений, а также профилактики и коррекции плоскостопия являются физические и гимнастические упражнения в игровой деятельности детей, а также, несомненно, занятия спортом.
Профилактика, коррекция правильной осанки и содействие правильному формированию сводов стоп, обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Поэтому выбрала направление – оздоровительно-коррекционная деятельность, способствующая укреплению «мышечного корсета» и профилактике нарушений в ОДА, главным приоритетом которой является формирование у дошкольников умения дифференцировать ощущения от положения отдельных частей тела, контролировать степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении.
Цели:
• повысить свой профессиональный уровень;
• создать комплексную систему оздоровительно-коррекционной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей;
• формировать у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
изучить литературу по оздоровительно-коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме самообразования;
разработать план работы с детьми на год;
подобрать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;
создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей;
разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, материалы для родителей;
привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
• повышение профессионального уровня педагога;
• создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
• снижение показателей заболеваемости;
• положительная динамика показателей физического развития детей.
• формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Перспективный план работы на 2023 - 2024 учебный год
Содержание деятельности Форма отчетности Сроки проведения
Изучение методической литературы по теме Наличие литературы по изучаемой теме, пополнение методической копилки Постоянно
Консультация для родителей с показом презентации на тему: «Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста» Наличие пособий Выступление на родительском собрании Сентябрь
Оформление картотеки комплексов коррекционной гимнастики с детьми с НОДА Наличие картотеки Сентябрь-октябрь
Изготовление пособий и нетрадиционного оборудования для проведения комплексов коррекционной гимнастики, гимнастики после сна, для использования в свободной деятельности и в индивидуальной работе с детьми Наличие пособий и оборудования Ноябрь-февраль
Подборка игр и игровых упражнений по изучаемой теме
Наличие игр и игровых упражнений Март-апрель
Отчёт по теме самообразования
Наличие отчёта Май
Работа с детьми
Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития Постоянно
Проведение коррекционных гимнастик, закаливающих мероприятий, гимнастики после сна, динамических пауз, физкультурных развлечений Наблюдение за детьми Постоянно
Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для использования в работе с детьми Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе Ноябрь, декабрь
Проведение «Недель здоровья» Наличие плана мероприятий В течении года
Беседы с детьми о ЗОЖ Наличие конспектов бесед Постоянно
Проведение физкультурных досугов Конспект развлечения 1 раз в месяц
Разучивание с детьми пословиц, загадок здоровье, о спорте, ЗОЖ Картотека пословиц и поговорок Постоянно
Работа с родителями
Изготовление информационных листов о здоровом образе жизни Вывешивание информационных листов в уголке для родителей Периодически в течение года
Проведение консультаций о пользе профилактических мероприятий, по предупреждению плоскостопия и нарушения осанки для детей 6-6 лет Наличие конспектов консультаций Раз в полугодие
Проведение мастер-класса «Ровная спинка» Наличие конспекта мероприятия Декабрь
Методическая литература по теме:
1. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» О. Н. Моргунова, Воронеж 2013
2. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова, Санкт-Петербург Детство-Пресс 2013
3. «Игры, которые лечат» А. С. Галанов, Москва «Просвещение»2008
4. «Технология оздоровления детей в детском саду» Е. А. Бабенкова, О. В. Федоровская Новые стандарты Москва 2012
5. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет» Т. М. Бондаренко, Воронеж 2012