Анастасия Мунгалова
Самообразование педагога «Инновационные здоровьесберегающие технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
План самообразования педагога
«Инновационные здоровьесберегающие технологии»
(тема)
Мунгалова Анастасия Вячеславовна
(Ф. И. О. педагога)
6 лет
(стаж работы)
без категории
(категория)
с. Мильково
2021г.
Актуальность:
Публикация «Самообразование педагога „Инновационные здоровьесберегающие технологии“» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сегодня в эпоху стремительных скоростей и нано технологий к человеку и его здоровью предъявляются все более повышенные требования. Конечно, для всех времен и народов была актуальна забота о здоровье, но именно в нашем, XXI веке она становится приоритетной. При этом, разумеется, еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей, ведь сегодняшние дошкольники - это будущее нашей страны.
К сожалению, экологическая ситуация, неблагоприятные наследственные факторы способствуют увеличению числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В детские сады приходит все большее количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, медицинская статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с хроническими заболеваниями. Одной из самых негативных тенденций, является увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети всё меньше общаются со сверстниками и взрослыми.
Более того, многие родители также предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат – низкий уровень двигательной активности, слабое развитие речи и чувственной сфер. Педагоги обращают внимание на повышенную детскую утомляемость, и раздражительность; дети быстро становятся вялыми и пассивными, с трудом сосредотачиваются; имеют нарушения осанки; часто болеют простудными заболеваниями.
Всё это доказывает необходимость изменения системы обучения, воспитания и развития в детском саду, введение инноваций. Таким образом, для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, особую важность приобретает поиск новых форм, методов, приемов, создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, а именно: рациональной организации образовательного процесса, соответствие технологий и методик обучения, наличию предметно-развивающей среды, способствующей развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Таким образом, охрана здоровья становится ключевым элементом нового мышления, который требует переоценки компонентов образовательного процесса. Становится, очевидно, что без учёта состояния здоровья, современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо профессиональных или социальных функций. Воспитание уважительного отношения к себе и своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Детский сад очень подходит для этой цели, так как дети проводят там большую часть времени. А грамотный педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Цель:
Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
3. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
Формы работы:
С детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
С родителями:
• консультации;
• индивидуальные и групповые беседы;
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Предполагаемый результат:
У меня, как у педагога :
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети:
• формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников;
• формирование осознанного отношения к своему здоровью;
• активизация физических качеств у детей;
• развитие интереса и любови к спорту.
Родители:
• получение необходимых знаний по данной теме;
• становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по формированию здорового образа жизни и использованию здоровьесберегающих технологий.
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Работа педагога :
• Изучение научно – педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
• Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в организации, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
• Обобщение опыта работы по самообразованию.
Работа с детьми:
• Утренняя гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Воздушные процедуры;
• Пальчиковая гимнастика;
• Дыхательная гимнастика;
• Гимнастика пробуждения;
• Подвижные игры;
• Ходьба по массажным дорожкам;
• Закаливание;
• Артикуляционная гимнастика.
Работа с родителями:
• Родительское собрание по теме «Чтобы ребенок рос здоровым»;
• Консультации «Физическая культура в детском саду»;
• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для дыхательных упражнений, массажных дорожек.
Работа с педагогами :
• Консультации: «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО»; «Развитие физических качеств у детей».
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
- Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Разработка перспективного планирования.
2. Практический этап.
- Реализация перспективного плана самообразования.
3. Заключительный этап.
- Самоанализ и самооценка проделанной работы в группе.
- Защита проекта по теме самообразования.
Перспективный план, сроки выполнения каждого этапа
Содержание работы Практический выход Сроки
1 этап – подготовительный
Работа педагога Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Знакомство с инновационными технологиями Сентябрь-декабрь
Сбор инфо, создание картотек Картотеки Октябрь, ноябрь
Разработка перспективного плана. Конспекты НОД
2 этап - практический
Работа с детьми Знакомство детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать и т. д.) НОД «Как устроено тело человека?» Октябрь
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Беседа «Микробы и вирусы» Ноябрь
Создать условия для формирования у детей представления о здоровом образе жизни (уход за зубами). НОД «Здоровая улыбка» Декабрь
Формирование представления о важности и пользе занятий спортом, знакомство детей с зимними видами спорта. НОД «Зимние виды спорта» Январь
Активизация физических качеств у детей и родителей, развитие интереса и любови к спорту. Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья» Февраль
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей посредством использования здоровьесберегающей технологии Су-Джок терапии. Спортивное развлечение с использованием Су-Джок мячей «В гости к ежику» Март
Закрепление представлений о здоровье, как одной из основных ценностей. НОД «В стране Здоровья» Апрель
Работа с родителями Довести до сведения родителей о начале работы по данной теме. Родительское собрание по теме «Чтобы ребенок рос здоровым» Сентябрь
Рекомендации в уголок. «Физкультура дома» Октябрь
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для закаливания. Изготовление массажных дорожек Декабрь
Проведение спортивного мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья» Февраль
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования Презентация Май
Работа с педагогами Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО». Декабрь
Консультация для педагогов «Развитие физических качеств у детей». Март
3 этап - заключительный
Защита проекта по теме самообразования Презентация Май
Список литературы
1. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
3. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг/А. Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург.
4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКиПРО, 2007.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
6. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
8. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.
9. Периодические издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др.
10. Интернет-ресурсы.