Савенко Юлия
Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
План по самообразованию
на 2022 – 2023 учебный год
Тема: ««Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Воспитатель :
Савенко Ю. Ю.
г. Славянск-на-Кубани
2022
1. Актуальность:
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире важную роль в охране здоровья детей играют правильно привитые навыки самообслуживания и личной гигиены, которые воспитываются в раннем возрасте именно в детском саду.
Актуальность данной темы, по-моему мнению, является то, что культурно-гигиенические навыки – одна из главных частей культуры поведения. Чистота лица, тела, одежды и обуви – неотъемлемая часть норм человеческих взаимоотношений. Для поддержания не только социализации ребенка в обществе, но и для поддержания крепкого здоровья необходимо прививать и воспитывать культурно-гигиенические навыки.
В раннем дошкольном возрасте нервная система малыша еще совсем пластична и в значительной степени именно в этом возрасте формируются действия направленные на овладения навыками самообслуживания : раздевание, одевание, умывание, принятие пищи и т. п.
Для успешного и правильного формирования у детей культурно-гигиенических привычек, необходимо педагогическое воздействие при этом гибкость навыков зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Впервые работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, для себя я отметила, что практически у всех детей, которые только что начали посещать детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : они не понимают, как и зачем раздеваться, одеваться, мыть руки, после улицы и перед едой, вешать полотенчики на крючки. В этом возрасте, как всем известно, ведущую роль в привитии навыков самообслуживания, составляют игры, которые специально направлены на это. Они должны быть в первую очередь интересны детям, могли их завлечь, а также активизировать речь, память, мышление, внимание и творчество.
В связи свыше сказанным, можно сделать вывод о том, что в детских садах каждый день проводится очень сложная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, а воспитатель является главным направляющим в этом непростом педагогическом процессе.
2. Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
3. Задачи для педагога:
- анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
- изучить литературу по формированию у детей раннего дошкольного возраста навыков самообслуживания и привития культурно-гигиенических привычек;
- рассмотреть онтогенез формирования самообслуживания и определить особенности привития культурно-гигиенических навыков;
- провести обследование уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
- подобрать и разработать памятки, консультации, опросы для родителей на данную тему;
- обогатить предметно-развивающую среду группы.
- привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
4. Задачи для детей :
- формирование потребности в соблюдении навыков личной гигиены : следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным, мыть руки, насухо вытирать их, пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком, одеваться и раздеваться в правильном порядке;
-формирование навыков поведения при приеме пищи за столом: не разговаривать во время приема пищи, правильно держать столовые предметы, пользоваться салфеткой, не играть с едой;
- развитие у детей представлений о том, что здоровье начинается с чистого тела.
5. Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
• прямое обучение;
• показ;
• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
6. Работа начата – 1.08.2022 г. Предполагается закончиться – 1.06.2023
7. Предполагаемый результат:
Дети (к 3 годам должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту) :
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
8. Форма самообразования : индивидуальная.
9. Форма отчета по проделанной работе:
- открытое занятие.
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков с детьми и родителями.
Месяц
Проводимые мероприятия
Август 1. Подготовительный этап: организация работы - анкетирование «Что умеет мой ребенок?»
2. Диагностика культурно-гигиенических навыков.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Наша группа».
Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.
4. Учить детей пользоваться горшком;
Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
Сентябрь
1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2-3 лет» - ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников.
2. Разучить «Три золотых правила мытья рук» :
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
3. Памятка: «Порядок одевания и раздевания»
Октябрь 1. НОД «Доброе утро, расчёска!»
2. Чтение и разучивание художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая»; потешка «Руки надо чисто мыть…»;
3. Игровое упражнение «Мыльные перчатки».
4. Игровая ситуация "Делаем прическу"
Игровая ситуация «Лисичка садится обедать»
5. Консультация «Режим дня»; «Как приучить ребенка к горшку?».
6. Оформление альбома «Культурно гигиенические навыки в домашних условиях».
Ноябрь 1. НОД «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
2. Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
3. Игровая ситуация «Купаться любят все…»
4. Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
5. Оформление альбома «Культурно гигиенические навыки в домашних условиях».
6. Буклет «Я – САМ» - расширять знания родителей воспитанников по вопросу развития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Декабрь 1. Беседа «Берегите воду».
Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
2. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
3. Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
4. Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания».
5. Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом».
6. Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»
Январь 1. Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Веронике новую прическу»;
2. Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
3. Чтение: потешки «Чистая водичка»;
Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.
4. Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
5. Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
6. Индивидуальные беседы на тему «Как привить и воспитать у детей самостоятельность».
7. Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» - укрепить связи между детским садом и семьей
Февраль 1. Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Лену завтраком»;
Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
Учить пользоваться расчёской;
Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
2. Сюжетно-ролевая игра «День рождения» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке.
4. Консультация для родителей «Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки»
5. Оформление фотовыставки «Любим, любим умываться по утрам и вечерам»
6. Беседа: «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке».
Март 1. Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
2. Дидактическая игра «Мое полотенце».
3. Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
4. Рассматривание сюжетных картинок «Дети играют на улице» (в разные времена года).
5. Сюжетная игра «День рождения Маши».
6. Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
7. Консультация «Как увлечь ребёнка ежедневной гигиеной зубов?»
8. Памятка для родителей «Держим ложку правильно»
Апрель 1. НОД «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
2. Экспериментирование «Вот какая пена».
3. Сюжетно – ролевая игра «Парихмахерская»
4. Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
5. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Оля хочет спать».
6. Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.
7. Консультация «Учимся трудиться»
8. Просьба к родителям почитать детям: Г. Зайцев «Дружи с водой»,
А. Барто «Девочка чумазая».
Май 1. Беседа «Чистота - та же красота»
2. Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».
3. Дидактическое упражнение «Покажем зайчику, как мы накрываем на стол»
4. Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
5. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
6. Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Даша у нас в детском саду»
7. Повторное обследование навыков самообслуживания, составление таблицы сравнения.
8. Памятка: «Навыки опрятной еды»
9. Родительское собрание «Что мы уже умеем? Чему вы рады так за нас?»