Светлана Орлова
Самообразование на тему «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области–
Чернаковский детский сад «Теремок»
«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - технологию»
Воспитатель I квалификационной
категории: Орлова Светлана
Николаевна
2018 г.
I Представление
Фамилия: Орлова
Публикация «Самообразование на тему „Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Имя: Светлана
Отчество: Николаевна
Дата рождения 18.03.1980 года
Должность: Воспитатель
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж работы: полных 15 лет
Квалификационная категория: первая
II Пояснительная записка
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
(Г. С. Альтшуллер)
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.
Использование технологии ТРИЗ способствует : поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.
ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами).
Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень;
2. Углубление знаний в области ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления и речи детей, воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Знакомство с инновационными технологиями;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ и успешное внедрение в работу с детьми.
Программа рассчитана для работы с детьми 3-4-5лет.
Срок реализации программы с 1.09.2018 - 31.05.2020г.
Предполагаемый результат:
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - стремление к новизне; речь и творческое воображение. Кроме того, дети должны уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
А также, работая по ТРИЗ – технологии, дети могут:
• Увеличивается словарный запас;
• Устанавливают причинно-следственные связи;
• Делают выводы;
• Умеют рассуждать;
• Строят гипотезы;
• Применяют идеи на практике.
III Содержание
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2018 г. Знакомство с анализаторами
Подбор и изучение литературы по теме;
Умение детей называть анализаторы.
Памятки для родителей по развитию любознательности у детей
Октябрь 2018 г. Мониторинг детей Выявление знаний и умений у детей Знакомство родителей с результатами мониторинга
Ноябрь
2018 г. Предметно-развивающая среда
Имена признаков Подбор картотек игр по теме
Учить задавать вопросы от имени признака Умение детей использовать карточки с признаками.
Консультация для родителей на тему «ТРИЗ в детском саду и дома»
Декабрь
2018 г. Образные характеристики объектов Учить выделять основные отличительные признаки предметов Папка-передвижка для родителей и детей
Январь - февраль
2019 г. Творческие рассказы по картине Подбор иллюстраций и картин, учить составлять алгоритма ответа Умение составлять творческий рассказ. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей»
Март 2019 г. Круги Луллия Использование Кругов Луллия при проведении НОД Игры с Кругами Луллия
Мастер –класс для воспитателей «Игры с Кругами Луллия»
Апрель 2019 г. Мнемотехника, мнемотаблица Описание приемов и методов, их использование на занятиях Составление самостоятельно схем, таблиц
Открытая НОД с элементами ТРИЗ
Май 2019 г. Мониторинг
Морфологический анализ Анализ строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей Умение применять морфологические таблицы с карточками
Сентябрь 2019г. Рифмование текстов
Мониторинг детей Создание «копилки» карточек для рифмования. Формировать умение рифмовать слова.
Выявление знаний и умений у детей Рифмование на занятиях и в свободное время
Анализ результатов мониторинга, знакомство родителей с результатами мониторинга
Октябрь 2019г. Знакомство с описательным и восполняющим вопросами Подбор картинок, иллюстраций, оформление карточек для составления вопросов. Работа по алгоритму Умение детей самостоятельно составлять из карточек (признаков, объектов, вопросов) схему и задавать по ней вопросы.
Ноябрь
2019г. Знакомство с каузуальным и воображаемым вопросами Подбор картинок, иллюстраций, оформление карточек для составления вопросов. Работа по алгоритму. Умение детей самостоятельно составлять из карточек (признаков, объектов, вопросов) схему и задавать по ней вопросы.
Декабрь 2019г. Системный оператор Формирование основ системного мышления с помощью пятиэкранки. Умение детей пользоваться пятиэкранкой
Январь
2020г. Составление загадок. Формирование у детей осознанного отношения к составлению загадок. Умение составлять загадки
Февраль 2020г. Волшебники «Увеличени-Уменьшения»,
«Оживления-Окаменения»
Формирование навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов фантазирования Умение определять в сказках возможности конкретного Волшебника
Март 2020г. Волшебники «Дробления-объединения»,
«Могувсе-Могутолько»
Формирование навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов фантазирования Умение определять в сказках возможности конкретного Волшебника
Апрель 2020г. Моделирование Маленькими Человечками Формирование диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы Применение знаний о ММЧ в настольных играх. Умение аргументировать свой выбор.
Май 2020г. Мониторинг детей Выявление знаний и умений у детей Анализ результатов мониторинга, знакомство родителей с результатами мониторинга