Анастасия
Самообразование «Развитие творческих способностей детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Актуальность выбранной темы
«Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира»
Публикация «Самообразование „Развитие творческих способностей детей младшей группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
(Д. Б. Эльконин)
Дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности».
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач, заложенных во ФГОС ДО.
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
- Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
- Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
- Аппликация – развивает художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление (зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое); мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка; помогает выучить цвета и формы; знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
В связи с этим намечена цель работы по самообразованию :
Цель: Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи: - Изучить особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
- Формировать продуктивную деятельность детей младшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
- Развивать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками.
- приобщить к миру искусства.
- Совершенствовать эстетическое восприятие мира, природы.
- развивать воображение, мелкую моторику рук.
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
- вовлекать родителей в творческий процесс детей.
Этапы работы над темой:
Этапы Содержание работы Сроки выполнения
Проектный - подобрать литературу по данной теме;
- провести обзор информации в интернете по теме «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
- Ознакомиться с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
- знакомство с программой и педагогической технологией по данной теме;
- Разработка и реализация программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
сентябрь - октябрь
Практический - систематизировать изученную литературу;
- составить и реализовать перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности;
- проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС в младшей группе.
-разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми.
- пополнить предметно-развивающую среду в группе за счёт изготовления игр и пособий по данной теме;
- разработать консультацию для педагогов по теме развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
- привлечь родителей к участию в накоплении атрибутов для занятий и игр рисованию;
- провести консультации с родителями по теме: «Роль развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»;
октябрь -
апрель
Заключитель-ный - подведение итогов работы по развитию развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности;
- анализ работы по теме самообразования;
- фотоотчет о проделанной работе.
май
Перспективный план работы
по развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности:
Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения
1 2 3
Работа с детьми
Задачи:
- формировать у детей интерес к лепке, рисованию, аппликации; создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности.
-ознакомить детей с некоторыми техниками изобразительного искусства. Рисование «Дорожки вокруг грядки», «Котята играют с клубочками»
Лепка «Ой, ладушки – ладушки, испечём оладушки…», «Бусы, колечки»
Сентябрь
Рисование. «Осеннее дерево (рисование ладошками)», «Листопад», «Мой веселый, звонкий мяч», «Что за яблоко!».
Лепка. «Оладушки», «Морковка для зайчика», «Яблоки и груши».
Аппликация. «Грибная полянка», «Оладушки», «Воздушные шарики», «Яблоко с листочками».
Октябрь
Рисование. «Красивые чашки», «Узоры для платья лисички», «Зеленый луг», «Цыпленок».
Лепка. «Печенье», «Миска для парного молока», «Цыпленок».
Аппликация. «Украшаем чашку», «морковка для зайчат», «Цыпленок (из ватных дисков) Ноябрь
Рисование. «Снег кружится (тычки)», «Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей», «Зайка», «Елочка».
Лепка. «Снежинки», «Снегирь», «Зайки», «Елочка».
Аппликация. «Снежинки», «Птичка на веточке», «Украшаем елочку».
Выставки творческих работ.
Декабрь
Рисование. «Снежинки», «Как звери спасаются от стужи зимой», «Снеговик».
Лепка. «Бусы для ёлочки», «Наша Маша маленькая», «Снеговик».
Аппликация. «В зимнем лесу», «Снеговик (мятая салфетка)». Январь
Рисование. «Кормушка для птиц», «Танк», «праздничный салют».
Лепка. «Зернышки для птичек», «Танк», «Салют (пластелинография)».
Аппликация. «Кормушка для птиц», «Подарок для папы (открытка-рубашка с галстуком)», «Стенгазета с 23 Февраля!».
Февраль
Рисование. «Красивые салфетки», «Цветы для мамы», «Дом для моей семьи», «Фартук для матрешки», «Дымковская лошадка».
Лепка. «Цветы сердечки», «Сосульки-воображульки», «Украшаем матрешку (пластелинография)», «Козлик».
Аппликация. «Подарок для мамы (открытка)», «Букет в вазе», «Конь в горошек».
Март
Рисование. «Окна в доме», «Вырос наш зеленый лук», «Одуванчики в траве», «Рыбки в аквариуме».
Лепка. «Весеннее дерево», «Овощи», «Доктор Айболит (пластелинография)», «Рыбки».
Аппликация. «Дом», «Вот такой наш огород (Стенгазета)», «Рыбки».
Апрель
Рисование. «Скворечник», «Машина», «Весенние веточки», «Одуванчики».
Лепка. «Бабочка», «Цветы».
Аппликация. «Скворечник», «День Победы (Стенгазета)», «Одуванчики».
Май
Работа с родителями
Задачи:
- повысить уровень педагогической культуры родителей и их педагогическое просвещение; укрепить сотрудничество детского сада и семьи. Совместное творчество детей и родителей. Вовлечение в проект «Осеннее дерево».
Фотовыставка «Золотая осень»
Сентябрь - октябрь
Совместное творчество детей и родителей.
Конкурс поделок «Первоцветы». Фотовыставка «Мой домашний огород на подоконнике» (в рамках проекта «Огород на подоконнике»)
Выставка поделок, фотовыставка.
Стенгазета «Мой огород на подоконнике»
Ноябрь - декабрь
Выставки творческих работ.
Вручение поздравительных открыток папам.
Январь - февраль
Презентация проекта «Огород на подоконнике»,
Стенгазета «Вот такой наш огород»
Март - апрель
Выставки творческих работ.
Май
Ожидаемые результаты:
Открытый показ НОД в младшей группе.
Открытое занятие по аппликации с элементами рисования в младшей группе «Вырос наш зеленый лук»
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Подготовка презентации «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельность» Выступление на педсовете.
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью».
Литература:
1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И. А. Зязюна. М., 2015. В интернет версии.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М. 2017.
3. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. /Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/ Д: Феникс, 2015.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, - 144 с.
5. ФГОС ДО ФЗ №1155 от 17.10.2015
6. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012
7. ФЗ №185 от 02.07.2013
8. Волченкова В. Н., Степанова Н. В. Конспект занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2017.
9. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – Просвещение, 2015.
10. Голицына Н. С. Конспект комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.