Ирина Тихонова
Особенности формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки : синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Публикация «Особенности формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Проблема цвета может рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом.
1. Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что-нибудь раскрашенное и цветное уже в два - три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, ". что доставляет удовольствие глазу".1 Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету.
Большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. 2 Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы формирования у детей чувства цвета широко представлены в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и в методике обучения изобразительной деятельности.
2. Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
Изобразительное творчество - это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме. 3
Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом : метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению. 4
Следуя методам Е. А. Аркина, мной была обследована группа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). С целью выявления уровня знаний основных цветов детям были даны три задания. При работе с детьми был использован специально подобранный дидактический материал: игрушки – кубики, колечки от пирамидки, различные мелкие предметы четырёх цветов : красного, жёлтого, синего и зелёного.
Задание 1. Взрослый показывает предмет, ребёнок называет цвет, его обозначающий.
Задание 2. Взрослый называет цвет, ребёнок показывает предметы данного цвета.
№ Имя ребёнка Возраст Зелёный Жёлтый Красный Синий Средний показатель
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 Настя Б. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%
2 Серёжа П. 3.6 + + + + + + + + + + + + 100%
3 Лиза З. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
4 Даша Х. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%
5 Кирилл Н. 3.7 - + + - + + + + + + + + 83%
6 Лёша С. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%
7 Даша А. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%
8 Ваня К. 3.6 + + + - - + + + + + + + 83%
9 Ева К. 3.4 + + + - - + + + + - - + 67%
10 Милана К. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%
11 Ваня Б. 3.7 + + + + + + + + + + + + 100%
12 Вика Т. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
13 Полина С. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
14 Артур С. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%
Задание 3. Взрослый показывает карточку с изображением цветного круга, ребёнок подбирает предметы того цвета, в который окрашен круг.
Общегрупповой средний показатель выполнения заданий – 95%.
Из результатов тестирования можно увидеть, что уровень цветовосприятия у детей дошкольного возраста достаточно высокий. Только у 3 детей уровень восприятия цвета ниже среднего.
Эффективность формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста достигается при создании следующих педагогических условий:
- создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности}
- целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;
- использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми |
- эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения,
Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду деятельности, сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в понимании важности организации и проведения работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста, в важной и высокой степени овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности
3. Формирование чувства цвета у детей в продуктивной деятельности.
В целях формирования представлений о цвете можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста следующие конкретные мероприятия.
Упражнение «Весеннее небо».
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с «цветовой растяжкой» с помощью нетрадиционной техники рисования «по мокрому» и рисования ватным тампоном.
Задачи: продолжать совершенствовать их навыки рисования по мокрому и рисования ватным тампоном; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей. Упражнение «Радуга».
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с основными и составными цветами с помощью нетрадиционной техники рисования пальчиком.
Задачи: учить детей различать основные и составные цвета; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей.
Упражнение «Осенний букет»
. Цель: знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета с помощью нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев».
Задачи: учить детей различать цвета теплых и холодных оттенков; продолжать совершенствовать их навыки рисования в нетрадиционной технике рисования «отпечатки листьев»; развивать мелкую моторику рук, расширять словарь детей.
Перечисленные мероприятия проводятся с использованием нетрадиционный техник рисования. В первом случае, это использование нетрадиционной техники рисования по мокрому и рисования ватным тампоном, во втором, – использование техники рисования пальчиком, в третьем, – применение нетрадиционной техники рисования «отпечатки листьев».
Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне.
Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету — игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги. Очень важно, чтобы ознакомление с цветом находило отражение в расширении колоративной лексики ребенка. В ходе занятий по формированию представлений о цвете дети должны научиться: отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету; передавать реальный цвет предметов в продуктивной деятельности; строить ряды из оттенков спектра; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку цвета (огурец — зеленый, снег — белый), а также знать названия основных цветов и оттенков.
Для формирования у дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности предполагает определенный алгоритм. Сначала детей знакомят с понятием «цветовая растяжка», затем проводится работа по формированию представлений о дополнительных цветах, и в заключении – работа по знакомству с «теплыми и холодными» цветами и их оттенками. Таким образом, как подтверждают Т. И. Адаевская, И. П. Плеханов, Е. А. Прыскина и др., в развитии у детей представлений о цвете, как и решение любой другой задачи в рамках художественного воспитания и образования, следует учитывать составляющие этого процесса: усвоение определенных знаний об предмете (в данной ситуации – о цвете, его эмоциональное восприятие и продуктивную деятельность (овладение умениями и навыками художественно-творческой деятельности Формирование у дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности будет эффективным, если педагог: будет учитывать возрастные особенности восприятия цвета детьми; пользоваться нетрадиционными техниками рисования; будет соблюдать условия их применения в продуктивной деятельности дошкольников.
Заключение
Цвет - главный компонент воспринимаемого предмета тогда, когда он:
• стал сигналом в результате выработанного рефлекса;
• является характерным признаком предмета;
• обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;
• конкурирует с незнакомой детям геометрической формой.
Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Список литературы
1. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М. : Просвещение, 1987. - 496с.
2. Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С. 19 – 27.
3. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005 - №1. – С. 35-43
4. 4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144с.