Екатерина
Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Значение формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти непрерывным воспитательным процессом. Другим обязательным условием формирования культурно- гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
В Программе в первой младшей группе в разделе по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков стоят такие задачи, как :
- под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем;
- с помощью взрослого приводить себя в порядок;
- учить держать ложку в правой руке;
- обучать порядку одевания и раздевания: в определенном порядке снимать, вешать свои вещи и в определенном порядке одевать их.
Вторая младшая группа:
- продолжать правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой и носовым платком;
- формировать элементарные навыки поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Средняя группа:
- продолжать воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом;
- приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать рот и нос носовым платком;
- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами – ложка, вилка, нож, пользоваться салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа:
- учат детей быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель.
- правильно пользоваться вилкой и ножом, есть бесшумно, сохраняя правильную осанку. Подготовительная группа: В программных задачах добавляется чистка зубов, мытье ног перед сном и следить за чистотой одежды и обуви.
Задач по формированию навыков и умений пользоваться столовыми приборами, посадка за столом и прием пищи не стоят, так как эти навыки должны к подготовительной группе быть уже сформированы и только в индивидуальных напоминаниях и беседах, с детьми, которые по разным причинам не выполняют определенные требования, нарушают дисциплину за столом или в умывальной комнате, воспитатель или помощник воспитателя проводит работу.
Конечно, трудно с большим количеством детей быстро добиться результатов, но каждодневная целенаправленная работа, постепенно дает свои результаты. Нужно использовать в работе многократные беседы с детьми перед одеванием на прогулку: как мы будем сейчас одеваться, что вначале, что потом. Если есть помощник воспитателя и в раздевалке мало места, то можно использовать одевание по подгруппам или в группе. Пошли и взяли только колготки, одели, затем только брюки, а потом кофты. Да это по времени намного длительнее, но на это стоит потратить две недели, а когда дети самостоятельно и без подсказок начнут последовательно одеваться, то можно переходить в раздевалку и не по подгруппам, а всей группой.
А когда ребёнок осваивает что-то новое для него, хотя для взрослого порой это пустяк, для ребёнка же это открытие законов жизни, то каждодневная тренировка в дальнейшем организовывает каждого ребёнка и всю группу. Что бы это у детей отложилось в памяти, вошло в привычку, то в дальнейшем не будет возникать таких проблем, что кто-то еще в носках, а кто-то вытащив все вещи одел шапку и больше ничего. Одевание на прогулку постепенно сокращается по времени, дети меньше перепариваются и следовательно, меньше болеют. Но в любом случае останется небольшое количество детей, к которым как обычно нужен индивидуальный подход в силу своеобразного характера, воспитания, упрямства. Такие дети нуждаются в контроле постоянно.
Во время умывая детей, нужно показывать, как правильно намыливать руки, как смывать мыло, а затем, как нужно отжать руки в раковину и только после этого идти их вытирать. И на полу, не будет ни каких брызг и капель и нянечке будет легче, не нужно будет вытирать огромные лужи. Так же и за столом. Перед тем, как сесть напомнить правила поведения за столом, можно детям напомнить сказку про то, как петушок подавился зернышком, как правильно держать вилку или ложку. Соответственно должна соблюдаться полная сервировка стола: ложки, вилки, блюдца, салфетки и скатерти. Во время приема пищи, воспитатель не должен есть вместе с детьми, а должен следить за тем как едят дети. Напоминать, что ложку нужно взять снизу, указательный и большой сбоку, а средний, безымянный и мизинец поддерживают снизу. И если ребёнок с яслей постепенно освоит правильное обращение со столовыми приборами, то и карандаш и ручку он никогда не зажмёт в кулак, так как это уже будет выработана правильная привычка. Следовательно, и технические навыки владения карандашом и качество рисунка будут высокими. Локти должны быть прижаты к туловищу, следить, чтобы ребенок наклонялся над тарелкой. Учить детей доедать суп, наклонив тарелку немного от себя. А кушая второе блюдо, нужно показать, что вилка держится с верху, прижимается указательным пальцем и ребенок должен уметь набирать на вилку пищу, помогая не рукой, а кусочком хлеба. При этом напоминать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом, не крутясь. Если детям тяжело освоить, как правильно держать столовые приборы и воспитатель на протяжении долгого времени вкладывает в руку ребенка прибор, а он опять берет его в кулак, то допустимо сесть с детьми за один стол, взять правильно ложку или вилку и показывать на своем примере, как надо пользоваться столовыми приборами. И вообще недопустимо, когда есть помощник воспитателя, а отсутствует скатерть, блюдце, вилка, салфетка. Второе блюдо накладывается и подаётся ребёнку только после того, когда он съел первое блюдо, чтобы ребёнок ел не холодную, остывшую пищу. Детей со средней группы следует учить культуре поведения за столом во время еды: съев первое не кричать, а моча поднять руку и ждать второго блюда. Тарелку из-под первого ставить на свободное место, а следующий ребёнок должен поставить свою тарелку в его, и так стопочкой, чтобы на столе было аккуратно. Ребёнок, который сидит ближе всего к тарелкам по правилам этикета должен приподнять ложки в тарелке, дав возможность соседу поставить свою тарелку в общую стопку. Так постепенно вырабатывается чувство коллективизма и взаимопомощи.
Взрослым порой кажется, что это всё просто и элементарно и вроде бы нас никто этому не учил, но мы, то как педагоги должны понимать, что каждый день ребёнок что-то познаёт новое, чему-то учится, что-то закрепляет и пусть это знания элементарные, но и эти простые законы жизни, правила поведения нужно ему освоить, чтобы они вошли в привычку и желательно всё это делать вовремя, в свой положенный срок, который определён «Программой воспитания и обучения в детском саду»,чтобы с возрастом ребёнок мог правильно развиваться дальше. А переучивать это всегда труднее и ненужно требовать от ребёнка то, чего он и не знает, только потому, что его вовремя никто не научил и не исправил, спохватившись, что он уже большой и должен сам всё уметь. Требовать нужно только тогда, когда вложил все свои силы, умения, знания и старания.