Лучший педагог года

Самообразование «Формирование навыка словообразования у дошкольников с ОНР посредством словесных дидактических игр»

Светлана Кишкина
Самообразование «Формирование навыка словообразования у дошкольников с ОНР посредством словесных дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования грамматического строя речи, в том числе словообразования, у детей, имеющих общее недоразвитие речи, является одной из актуальных в логопедии, так как словообразованию отводиться важная роль в развитии речи, в частности в обогащении лексикона.

У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность навыков словообразования, что ведет к отставанию в накоплении экспрессивного словаря и недостаточному развитию коммуникативной функции речи.

Публикация «Самообразование „Формирование навыка словообразования у дошкольников с ОНР посредством словесных дидактических игр“» размещена в разделах

Актуальность проблемы заключается в том, что родители мало уделяют внимания развитию детей. Дошкольники часто предоставлены сами себе, они проводят много времени за компьютером, телефоном, планшетом, за просмотром телевизора. Всё это отрицательно влияет на формирование социально-коммуникативных навыков, затрудняет речевое развитие ребёнка, в том числе лексико-грамматических категорий.

Цель: Повышение результативности коррекционной работы по формированию словообразовательных навыков у детей с ОНР.

Задачи:

1 Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме.

2 Систематизировать дидактические игры по коррекции нарушения словообразования у детей.

3 Разработать консультации для родителей по применению различных дидактических игр направленных на формирование словообразовательных умений на занятиях, в домашних условиях.

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.

К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»

В логопедии проблема развития навыков словообразования изучается давно, мною изучены статьи многих авторов: Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и других. Этой теме посвящены работы Т. Н. Ушаковой, К. И. Чуковского, А. М. Шахнарович.

Исследования указанных мною авторов доказали, что механизм словообразования у детей состоит из двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. При этом они установили, что на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а на более поздних превалирует словообразовательный уровень.

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте.

Т. Б. Филичева указывает, что «словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка».

Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка.

Стадии развития словообразования описаны в работах А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.

Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа:

1. период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;

2. период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет).

3. период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 - 6,0).

При нормальном ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например:

при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных: сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

Для речевого развития детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Одним из основных проявлений общего недоразвития речи является недоразвитие словообразования. Это недоразвитие наблюдается как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, и может проявляться в различной степени: от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм, до глубокого нарушения процесса словообразования.

Отмечается вторичность недоразвития словообразования у детей с ОНР. С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов. Логопедическая работа по преодолению недоразвития словообразования у дошкольников с ОНР должна осуществляться в определённой последовательности, согласно этапам появления соответствующих психологических функций и процессов в онтогенезе.

У детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов. Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм. На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям, нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.

Трудности словообразовательных операций нельзя отделить от лексических ошибок, они вытекают из них, т. к. словарь детей с ОНР беден, допускается замена одних слов другими, дети не чувствуют различия значений слов, которые меняются в зависимости от того или другого аффикса.

В целом следует отметить, что у дошкольников с ОНР нарушения словообразования обусловлены следующими причинами:

– трудностями выделения существенных признаков слов;

– недоразвитием мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

– недостаточной активностью поиска слова;

несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;

– неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;

– ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова и в овладении связной речью.

Овладение навыками словообразования у детей с речевыми нарушениями осуществляется в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но в более медленном темпе усвоения.

Формированию словообразования способствуют игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, по развитию мелкой моторики, инсценировки и другие); упражнения в игровой форме и творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой деятельности; комментирование действий; художественная литература (ответы на поставленные вопросы, обсуждение прочитанного, пересказы, а также система методических приемов (образец речи взрослого, исправление ошибок в речи ребенка, прямая помощь в виде подсказки).

Практика показывает, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

В процессе логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР опираюсь на следующие принципы:

1. Патогенетический принцип.

Недоразвитие словообразовательной стороны речи у дошкольников с ОНР носит вторичный характер. Эти нарушения возникают, в частности из-за того, что нечёткая речь детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля в выборе соответствующих суффиксов и префиксов. В воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребёнка постоянным словесным раздражителем, а служебные части слова – в качестве меняющегося окружения. Логопедическая работа, направленная на развитие словообразования должна быть изначально ориентирована на развитие и понимание словообразовательного значения, привносимого морфемами, а потом уже на их непосредственное использование.

2. Принцип системного подхода.

3. Принцип учёта «зоны ближайшего развития».

4. Принцип поэтапного («пошагового») формирования словообразования.

5. Принцип сознательности.

6. Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

7. Принцип учёта ведущей деятельности.

Мною была проведена диагностика детей средней группы с применением речевой карты Н. В. Нищевой.

Содержание диагностического материала включало 6 заданий на исследование словообразовательных процессов у данной категории детей.

Задание 1.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам стол-столик, забор-заборчик, окно-окошечко и тд)

Задание 2.

Образование названий детенышей животных (у белки бельчонок, у медведя медвежонок и тд).

Задание 3.

Образование относительных прилагательных (стол из дерева какой?-деревянный, сок из яблок какой-)

Задание 4.

Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы чей?-лисий, лапа чья. -?.)

Задание 5.

Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» работа по картинкам (мальчик выходит из дома, мальчик отходит от дома, мальчик входит в дом)

Задание 6.

Образования глаголов совершенного вида ( составить предложения по картинкам: Девочка строит домик, девочка построила домик.)

Задания Критерии оценки

Сформировано в соответствии с возрастом Редкие аграмамтизмы Типичные

ошибки Грубые

ошибки Не

сформировано

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 0 14,3% 57,1% 28,6% 0

Образование названий детенышей животных 0% 14,3% 42,8% 35,7% 7,1%

Образование относительных прилагательных 0% 14,3% 28,5% 50% 7,1%

Образование притяжательных прилагательных 0% 14,3% 50% 28,5% 7,1%

Образование приставочных глаголов 0% 7,1% 50% 35,7% 7,1%

Образования глаголов совершенного вида 0% 14,2% 42,8% 35,7% 7,1%

Проанализировав результаты, сделала выводы, что дети с общим недоразвитием речи с трудом осваивают навыки словообразования. Наибольшие затруднения (64,2%) вызывают задания по образованию глаголов совершенного и несовершенного вида, образование притяжательных, относительных и качественных прилагательных, образование глаголов приставочным способом, образование существительных суффиксальным способом. Наиболее высокий уровень дошкольники показали в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (71,4%).

Планируя работу по формированию словообразования, выделила 3 этапа логопедической работы.

Этапы формирования навыков словообразования :

Первый этап включает:

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Использовала игры:

1. Игра «Назови ласково»

Предлагала детям картинки разных предметов и просила «Назови ласково предмет». Например: стол – столик, нос – носик.

Игра «Веселые кубики»

Учила образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов. Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково. Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т. д.

2. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

Игра «Доскажи слово».

Предлагала детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом. Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький. Платок синий, и шарфик … (синенький)

Игра «Поле чудес» («Детеныши животных»)

Просила детей образовать названия детенышей животных. Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза). Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка. Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т. д.

3. Образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, - енн-;

Игра «Повар».

Предлагала детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед. Образец ответа: грибы – грибной суп. Материал: лимон, картофель, морковь, рыба, земляника, молоко и т. д.

Игра «Какой,какое?»(какой сок)

Второй этап

Прилагательные

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: ик. чик, ечкочк -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк –онок. Енок. ат. ят-; Образование названий детёнышей животных и птиц

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей? Или по-другому (Семейка)

Предлагала назвать детям по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) диких животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

Игра «Один - много»

один – котенок, а несколько котята,один – зайчонок, а несколько зайчата и т. д.

Игра «Кто у кого?»

В процессе игры использовала картинки с изображением животных и их детёнышей. Вначале задавала детям загадку про животного:

«Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. Кто это? (Белка)

А как называют детёныша белки? (Бельчонок)

Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Для этого вам надо вспомнить детёнышей животных». Называла животных и показывала картинки. Дети вспоминали названия детёнышей животных (лисёнок, котёнок и др.)

В старшей группе проводила игры на образование существительных с помощью суффикса «- ниц» со значением вместилища продуктов (посуды) Игра «Что для чего?»

Предлагала детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты). Затем задавала вопрос:«Что где лежит?»

Приводила пример детям: «Сахар лежит в сахарнице. А где лежит хлеб? (в хлебнице)», конфеты, суп и т. д.

2. Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР, поэтому коррекционная работа проводилась мною преимущественно по закреплению простых словообразовательных моделей.

Дифференциация глаголов с продуктивными приставками в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-

Д/и игра «Скажи наоборот»

Эта игра формирует у детей умение подбирать однокоренные слова и разнокоренные глаголы антонимы (слова с противоположным значением) (по картинкам)

Входить-выходить, вбегать-выбегать, привозить-увозить и тд.

Д/и «Выполни инструкцию».

Предлагала детям выполнить действия по его инструкции. Материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.

Д/и «Покажи картинку»

На наборном полотне располагала картинки с изображением предметов и людей. Произносила предложение и предлагала детям показать соответствующую картинку (добавить слово). Материал: Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома. Птица влетает в клетку. Человек через дорогу (что делает…переходит

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «-и» без чередования (лисий);

Игра «Чей хвост».

Хвост лисы - ….лисий, хвост барана-бараний, и т. д.

Образование качественных прилагательных с суффиксами «-н», «-ив»,

«-чив», «- лив».

Образование относительных прилагательных с суффиксами «-ан», «-ян», «-енн»

Игра лото «Что из чего сделано»

Стул, сделанный из дерева, какой? (Деревянный). Гвоздь, сделанный из железа какой? (железный).

Кораблик из бумаги…

Сок из яблок….

Третий этап

Существительные

1. Образовывание существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. Использовала игры:

Д / и «Назвать профессии» (по картинкам) Кто работает на кране? (крановщик) Кто чинит часы? (часовщик) Д / и «Как назвать того, кто? Кто играет на рояле, пианино? (пианист) Кто управляет поездом? (машинист)

2. Образование существительных с увеличительным суффиксом -ищж

Д/и «ПОЛЕ ЧУДЕС». Ребенку предлагала вертеть стрелку. После ее остановки назвать предметна который она показывает. Затем назвать слово с увеличительным суффиксом (ключ-ключище., ,дом-домище)

3. Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок с-, на-, по-, про-

Д / и «Назови правильно» (играть – сыграть, рисовать – нарисовать, обедать – пообедать, читать – прочитать, мыла-вымыла)

4. Закрепление образования глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до- (различие глаголов с приставками) .(Входит – выходит,Наливает – выливает, влетает – вылетает- перелетает- залетает- отлетает – подлетает)

5. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волк-волчий, собака-собачий)

Предлагала детям дидактические игры : «Чьи хвосты, лапы, уши?», «Чьи следы»

6. Образование сравнительной степени качественных прилагательных

Д / и «Сравнить предметы и закончить предложения»

Апельсин большой, а арбуз еще больше

Крокодил длинный, а удав еще…длиннее

Дом высокий, а небоскреб еще…выше

Осенью холодно, а зимой ещё (холоднее) и т. д.

7. Во время работы над словообразованием включила работу над родственными словами (сложными словами).

Использовала игры:

1 «Корзина родственных слов» - образование родственных слов, закрепление умения составлять предложения с заданными словами.

Описание игры: дети находят родственные слова среди похожих и прикрепляют картинки прищепками к корзине. В центре которой находятся картинки с изображением слова, к которой надо подобрать родственные слова. (А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»(Зимовать) и т. д.

2. Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Проводила беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано на картинке? (лес)

Как можно назвать маленький лес? (лесок)

Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные)

Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник)

Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (лесовик)

3. Д/и «Придумай одно слово вместо двух».

Называла существительное и глагол и предлагала детям по образцу «создать» новое слово. Образец ответа: снег падает – снегопад.

Материал: звёзды падают –…. рыбу ловит – … и т. д. В случае затруднения называла слово, а дети его повторяли.

3 Д/и «Назови лишнее слово». Произношу группу из трёх слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. Материал: нос – носовой – носить; вода – водить – водный.

В работе по словообразованию использовала многофункциональное дидактическое пособие Речецветик», это пособие можно использовать в играх «Назови ласково», «Собери родственные слова», «Вкусный сок» и др.

и т. д.

Работа с родителями

Необходимо отметить, что важным фактором по формированию у детей навыков словообразования является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе. В ходе реализации системы работы по формированию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи мною использовались разные формы работы с родителями : индивидуальные консультации, мастер-классы, тематические родительские собрания, информация в уголке логопеда.

Родителям предлагала провести речевые игры в домашних условиях с целью закрепления полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

Провожу беседы, объясняю те или иные задачи коррекционного воздействия. Приглашаю их на индивидуальные консультации, открытые занятия, консультации по чтению. Подробно объясняю проведение словесных, дидактических игр, предназначенных для занятий с ребёнком.

Использую в работе с родителями стенд «Уголок логопеда», в котором предлагаю к вниманию материал для закрепления сформированных на логопедических занятиях навыков, в том числе навыков словообразования.

На родительских собраниях с родителями провожу мастер-классы по выполнению домашнего задания.

Диагностика, проводимая с детьми до начала формирования навыка и после показывает : отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли, процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений. Анализ результатов подтверждает обоснованность и продуктивность реализации моей работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Её использование в рамках общей системы коррекционно-воспитательного воздействия позволяет успешно формировать навыки словообразования у детей о ОНР.

№ Задания Критерии оценки

Сформировано в соответствии с возрастом Редкие аграмамтизмы Типичные

ошибки Грубые

ошибки Не

сформировано

1 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 50 35,7 7,1 7,1

2 Образование названий детенышей животных 50 35,7 7.1 0 7,1

3 Образование относительных прилагательных 28,5 42,8 2 7,1 7,1

4 Образование притяжательных прилагательных 28,5 42,8 2 7,1 7,1

5 .Образование приставочных глаголов 28,5 42,8 2 7,1 7,1

6 Образования глаголов совершенного вида 21,4 35,7 21,4 14,2 7,1

На основании проведенной работы и полученных результатов были сформулироватны практические рекомендации по применению разработанной мною и экспериментально апробированной системы логопедических игр:

1. Применение данной системы логопедических игр будет эффективно, если работа проводится систематически, последовательно, игры включаются в соответствии с лексическим материалом занятия.

2. При проведении игры учитываются индивидуальные особенности и личностные характеристики каждого ребенка, а также особенности его речевого развития.

3. Эффективность данной системы логопедических игр будет выше, если есть подкрепление отрабатываемым навыкам в процессе других занятий, в общении с родителями, в самостоятельной деятельности детей.

4. Работа по обогащению словаря и развитию навыков словообразования должна проводиться в тесной взаимосвязи с работой по развитию познавательных процессов ребенка: работой по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.

5. Необходимо применять различные средства наглядности, модели, творческие задания, проблемные ситуации и вопросы.

Благодаря выработанной мной системе и подбору материала по формированию словообразования в системе коррекционно-логопедической работы можно не только успешно решать вопросы развития словообразования, но и получить огромное удовольствие от интересной

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Формирование навыка словообразования у дошкольников с ОНР посредством словесных дидактических игр»
Опубликовано: 14 января 2024 в 10:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Формирование навыка словообразования у дошкольников с ОНР посредством словесных дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кишкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД