конрад светлана
«Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное». Конспект урока по русскому языку в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
№82
Предмет: Русский язык
Класс: 6 г д к
Учитель: Конрад С. А.
Тема урока: морфология как раздел лингвистики. Имя существительное
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цели: • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
• совершенствовать навыки морфологического разбора;
• повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
• способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
Темочки:
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
• содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Задачи урока:
• Образовательные:
развить навыки определения морфологических признаков имени существительного;
формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
• Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
• Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы организации учебной деятельности: Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой.
Дидактические средства: учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская)
Оборудование: учебник, карта-пазл, тексты, капли, выписка из толкового словаря
№ Этапы Содержание урока Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный
Цель: включение учащихся в деятельность Приветствует учеников, настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.
Проверка д/з
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Открыли тетради и записали сегодняшнее число.
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции;
организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
2 Актуализация знаний
Цель: проверить знания по пройденным темам Записать, расставить ударение
Издавна, занята, повторит, хозяева, жалюзи, красивее.
Записываю, произносят с ударением Познавательные УУД (умение систематизировать материал, полученный на других уроках)
Коммуникативные УУД (уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)
3 Мотивация к учебной деятельности
Настрой на работу, мотивация, определение темы урока и умение постановки цели урока - ребята, вы любите путешествовать?
-куда в необычное место можно отправиться в путешествие? Давайте отправимся туда, куда можно только доплыть.
Совершим путешествие на остров. А какой именно остров, вы сейчас узнаете.
Вам необходимо собрать карту-пазл.
-ребята, мы с вами попали на остров. Как же этот остров называется. Посмотрите на названия обитателей этого острова.
-что обозначают все эти названия? (части речи)
-какие вы здесь видите части речи? (самостоятельные и служебные)
-как называется наука, которая изучает части речи? (Морфология) вывешивает название «Остров морфологии»
-если это остров, то вокруг острова что? (вода)
-«вода» какая часть речи?
-Сформулируйте тему и цели урока? Ответ учащихся
Дети поделены на группы. У каждой группа часть пазла. Выходят составляют пазл у доски.
Перечисляют
Записывают тему: морфология как раздел лингвистики. Имя существительное
Цель: сущ, как часть речи
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Правописание сущ.
Предметные: знание теоретического материала по теме.
Личностные: осознанное положительное отношение к учению;
Регулятивные: определять цель деятельности
Познавательные: умение давать определения понятиям
Коммуникативные: умение вести диалог
4 Работа по теме урока
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке образовательной цели.
-ребята, как вы понимаете «Вода-источник жизни»?
ВОДА-какое короткое слово, но какое ёмкое.
-лексическое значение слова вода? Из какого словаря можем узнать. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом.
приложение 3
- что такое существительное?
-Назовите постоянные признаки имени существительного
-непостоянные
-в предложении существительное является?
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями острова Морфология, а у каждого жителя этого острова есть свой документ – морфологический разбор.
Запишите предложение
На земле нет жизни без воды.
Составьте морфологический паспорт сущ. воды. Приложение2
Я, ___, - имя существительное, так как обозначаю ___ и отвечаю на вопрос.
1. Моя начальная форма:.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - ___, ___ (одушевленное-неодушевленное, ___ (рода, ___ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме___ (числа, ___ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль___
-давайте вспомним, что такое словообразование?
Задание: от слова ВОДА образовать однокоренные слова с учётом последовательности их образования
водный-подводный
вода- Водяной-водянистый
водопад
-получился как- будто круговорот. А какова роль круговорота в природе?
ФИЗМИНУТКА
Я буду читать однокоренные слова к слову вода
Если слово однокоренное-встаёте, если нет- садитесь.
Водный, водичка, водитель, садовод, подводный, перевод, водопад, заводной,.
-Что получится, если воду заморозить? Почему лёд легче воды?
Фонетический разбор слова лёд-1слог (л о т)
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий; 2
ё — [о] — гласный, ударный; 2
д — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый.
3б., 3зв.
Работа с текстом. Приложение 1
1группа- определите и запишите тип, стиль текста
2группа -Определи и запиши основную тему и мысль
текста.
3 группа- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь
использовать сочетания слов или предложения.
4группа- Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме,
в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,
падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
5 группа- Выпиши из 3-го предложения все формы имён прилагательных с именами
существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть,
падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор). обыкновенной воды – ед. ч., ж. р., род. п. ;
острую жажду – ед. ч., ж. р., вин. п.
Размышляют
Вода-самый ценный ресурс на планете. Это источник всего живого. 75%-массы животных, 90%-растений, 80%- человек. Жизнь на планете возможна только при наличии воды.
Работа в группах
Составляют паспорт, вписывают данные.
У учащихся капельки воды с однокоренными словами
Выполняют разбор
Постоянное перемещение влаги имеет большое значение. Происходит пополнение пресных вод суши.
При замерзании вода расширяется. Поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды. Лёд легче воды, поэтому он плавает.
Работа в группах
1. Научный, описание
2. Вода-удивительный напиток.
3.1. Вода – источник жизни, лекарство.
2. Полезные свойства «серебряной» воды.
3. Особенности минеральной воды / Целебные свойства минеральной воды.
4. воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п. ;
космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п. ;
полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., предл. п. Коммуникативные УУД (определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)
Познавательные
УУД (систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию)
Коммуникативные УУД (определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)
Предметные УУД (уметь определять способы чередования гласных в корне)
5 Закрепление полученных знаний
Цель: помочь учащимся воспользоваться новыми знаниями - Где мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам достичь целей урока?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Какое настроение у вас сейчас?
Делают выводы Личностные УУД уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
6 Рефлексия Рефлексия. Запис на обратной стороне доски
Я знаю…
Я умею…
Было интересно…
Было трудно…
Сегодня у меня получилось…
Оценки… Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают. Личностные: оценивание деятельности Регулятивные: анализ собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.
7 Домашнее задание Мини-сочинение рассуждение «Почему вода-источник жизни» Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы
Приложение 1
(1)Вода – удивительный целитель. (2)Вспомним, как снимает усталость купание в реке, озере или море и какой живительной силой обладает глоток ключевой воды. (3)По-настоящему оценить глоток обыкновенной воды может только тот, кто сам испытал острую жажду. (4)Для такого человека вода равноценна чудодейственному лекарству, самой жизни.
(5)«Серебряная» вода, например, обладает многими полезными свойствами. (6)Люди давно заметили особенность «серебряной» воды. (7)Известно, что «серебряная» вода губит многие бактерии. (8)Поэтому она применяется при консервировании сливочного масла. (9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах. (10)Нашла эта вода применение в медицине и ветеринарии.
(11)Минеральные воды часто применяют просто как прохладительные напитки, а между тем это и лекарственное средство. (12)Чем же обыкновенная вода отличается от минеральной? (13)Оказывается, концентрация различных
солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной. (14)Сейчас открыто множество минеральных вод с самыми различными целебными свойствами. (15)Их пьют
и принимают в виде ванн при очень многих заболеваниях.
(По В. Лукьяновскому)
Приложение 2
Я, ___, - имя существительное, так как обозначаю ___ и отвечаю на вопрос.
1. Моя начальная форма:.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - ___, ___ (одушевленное-неодушевленное, ___ (рода, ___ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме___ (числа, ___ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль___
Приложение 3
ВОДА, -ы, вин. воду, мн. воды, вод, водам и (устар.) водам, жен.
1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды. По воду ходить (за водой; прост.). Прополоскать (промыть) в трёх водах (трижды). Много (немало) воды утекло (прошло много времени; разг.). Как (словно) воды в рот набрал (перен. : упорно молчит; разг.). Водой не разольёшь (не разлить) кого-н. (перен. : очень дружны; разг.). Как в воду глядел (предвидел, предупреждал, как будто заранее знал; разг.). Толочь воду в ступе (перен. : заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом; разг.). Воду решетом носить (перен. : заниматься пустяками, бесполезным делом; разг.). Воды не замутит кто-н. (перен. : внешне очень тих, скромен; разг. ирон.). Из воды сухим выйти (перен. : остаться безнаказанным или незапятнанным, не пострадать; разг. неод.). Воду возить на ком-н. (перен. : пользоваться чьей-н. безотказностью в делах, поручениях; разг. неод.). Лить воду на чью-н. мельницу (перен. : приводить доводы или действовать в чью-н. пользу).
2. В некорых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.
3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах). Большая в. (в половодье). Малая в. (самый низкий её уровень). Спустить лодку на воду или на воду. Опуститься под воду или под воду. Ехать водой (водным путём).
4. мн. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды (в пределах данного государства). Территориальные воды (участки морского пространства, входящие в состав данного государства). Нейтральные воды.
5. мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.
6. мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды. Минеральные воды.
7. перен., ед. О чём-н. бессодержательном и многословном (разг.). Не доклад, а сплошная в. В сообщении много воды. Воду лить (о пустой болтовне).
8. мн. Питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода (спец.). Околоплодные воды.