Елена Кудрявцева
Самообразование «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Публикация «Самообразование „Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия.
Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цель: Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Личный перспективный план по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год.
Тема Содержание работы Сроки выполнения
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации ФГОС дошкольного образования
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
№ 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
См. список литературы Сентябрь
Создание необходимой развивающей предметно-
пространственной среды Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий.
Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций Сентябрь -декабрь
Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования Вебинар «ФГОС ДО: приёмы эстетического воспитания дошкольников» Вебинар «Пескография как инновационная технология развития дошкольников» Курсы повышения квалификации «Ключевые компетенции воспитателя, как основа успешного внедрения новой ФОП ДО 2023» Февраль, март
Представление опыта работы по теме Проведение непосредственной образовательной деятельности для педагогов.
Конспект НОД по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования - ватными палочками. "Подснежник" Апрель
Предоставление информации для родителей по данной теме Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки, родительское собрание В течении года
Совместное оформление выставок Выставка работ детей В течении года
Отражение педагогической деятельности Презентация и фотоотчет для педагогов на педагогическом совете ДОУ.
Публикации на сайте МАОУ и др. В течении года
Диагностика детей Проведение диагностических наблюдений Сентябрь-май
Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023 учебный год.
Меся
ц Тема Формы работы, цель Методическое оснащение
Сентябрь «Ветка вишни»
(кисть, рисование пальчиком) Формировать умение детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Формировать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать моторику пальцев. Воспитывать интерес к пальчиковой живописи.
Половинки
альбомных листов, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночки с водой, кисти.
«Гусеница» (печатанье пробкой) Формировать умение у детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков, идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность. Мольберт, листы
бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные фломастеры, пробки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка зайка.
Октябрь «Волшебный лес» (отпечатки листьев) Формировать умение у детей делать отпечатки листьями. Формировать умение смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета; различать и называть деревья, узнавать листья. Развивать цветовосприятие, творческое воображение. Воспитывать любознательность. Альбомный
лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба, гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья).
«Крошки-осминожки» (ладошка) Формировать умение создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, иллюстрации подводного мир, просмотр мультфильма про осминожков.
Ноябрь «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) Продолжать формировать умение у детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом; передавать особенности
изображаемого предмета, используя Игрушка курица. У детей альбомные листы зелёного фона с контуром цыплёнка,
тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. Развивать любознательность, чувство ритма и цвета. Воспитывать любознательность, желание достичь хорошего результата. гуашь, мягкая кисть № 3, жесткая кисть № 5.
«Рыбки плавают в аквариуме» (рисование восковыми мелками и акварелью) Формировать умение рисовать силуэты рыбок восковыми мелками, накладывать поверх рисунка акварельную краску; уточнять знания о строении рыбки. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес нетрадиционному рисованию. Альбомный лист
формой аквариума, разноцветные восковые мелки, гуашь голубого цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки.
Декабрь «Чудо-узор»
(оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.) Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Альбомный бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.
«Укрась рукавицу по замыслу» (рисование различными техниками) Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Формировать умение наносить отпечатки по всей поверхности листа.
Альбомный лист формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.
Январь «Весёлые Снеговики» (рисование жидким соленым тестом) Познакомить детей с рисованием жидким цветным соленым тестом. Формировать умение рисовать цветным жидким солёным тестом.
Развивать фантазию, творчество. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Мультимедийная установка, клеёнки, готовое жидкое солёное тесто, ложки, шпажки, бумажные тарелки, салфетки, образец.
«Зимний лес» (монотипия) Познакомить с видом нетрадиционного рисования -монотипией. Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни. Иллюстрации с зимним пейзажем, гуашь, кисти, лист бумаги А4, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки.
Февраль «Моя любимая игрушка» (рисование мыльной пеной) Познакомить с нетрадиционной техникой рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к технике нетрадиционного рисования. Акварельные краски, поролоновая губка (или ложка, детское жидкое мыло, трубочка для коктейля, бумага с контуром игрушки, кисть, клеёнки, салфетки.
«Салют» (набрызг) Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Формировать умение подрисовывать недостающие линии кисточкой. Развивать творчество, цветовосприятие. Воспитывать самостоятельность. Старые зубные щетки, кисти, гуашь, бумага, стаканчики с водой, салфетки и клеёнки.
Март «Ваза с цветами» (мятая бумага) Познакомить детей с нетрадиционным приёмом изображения - штампом из мятой бумаги. Развивать внимание, творчество. Воспитывать желание добиваться хорошего результата, порадовать близких своим рисунком. Иллюстрации с
изображением
цветов в вазе, альбомные листы, мятая бумага, гуашь разных цветов, кисти, влажные салфетки, баночки с водой.
«Веточка мимозы» (ватные палочки) Продолжать формировать умение у детей рисовать кисточкой веточку мимозы, дорисовывать цветы ватной палочкой. Развивать творчество, усидчивость. Воспитывать любовь к близким. Живая ветка мимозы или картинка, половинка альбомного листа, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки и клеёнки.
Апрель «Ёжики на опушке» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Формировать умение дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, мятая бумага, салфетки, муляжи.
«Весенние цветы» (рисование различными техниками) Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать формировать умение у детей подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию. Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки.
Май «Бабочка» (рисование ладошкой) Продолжать формировать умение создавать знакомые образы с помощью техники рисования ладошкой. Развивать интерес к изобразительной деятельности, творчество. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности. Лист белой бумаги, гуашь, кисть, салфетки, клеёнки.
«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками) Формировать умение детей рисовать выразительный образ насекомого; создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме
листика и тонированные в зеленый цвета, гуашь красная и черная.
кисточки и ватные палочки, клеёнки, стаканчики с водой, салфетки для промокания кисточек.
План работы с родителями
Сентябрь 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» Буклеты для родителей «Как развивать творчество»
Октябрь
1. Привлечение родителей к созданию необходимой развивающей предметно-
пространственной среды
2. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Ноябрь Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.
Декабрь Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». Выставка работ
«Рисуют родители»
Январь 1. Консультация для родителей: «Зимние художества».
2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» Выставка совместных работ «Зимушка - зима»
Февраль Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» Буклет «Виды нетрадиционного рисования»
Март Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»
Апрель
Гостиная для родителей «Творим вместе» Выставка совместных работ «Творим вместе»
Май 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. Альбом с детскими работами.
Презентация «Мы любим рисовать!»