Светлана Широкова
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь в семье»
Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Прежде всего, становление человека, обретение им себя, собственного «Я», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала – значит жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Публикация «План по самообразованию „Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь в семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Семья. Планы
- Средняя группа
- Темочки
Введение:
Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, происходит во многих семьях. Многие родители думают, что ребенок еще маленький потом поймет или еще такой вариант, что ребенок ничего не понимает.
Сегодня многие родители больше озабочены карьерным ростом и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Жизнь за два последних десятилетия изменилась коренным образом и не следует в этом обвинять родителей. Возможно они даже не знают как воспитывать у детей духовною нравственность, как развить в детях высокие моральные качества. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольноговозраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки детей отличаются искренностью, при этом они склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Ребенок особенно нуждается в заботе, любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую полностью может удовлетворить только семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца и других родственников. Чувствуя любовь со стороны взрослых ребенок чувствует себя защищенным, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
- расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье».)
- сблизит родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по нравственному воспитанию дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания дошкольников.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- картотека сюжетно – ролевых игр;
- картотека дидактических игр.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм,
- совместные развлечения и праздник,
- составление картотек: «Пословицы и поговорки о семье»; «Загадки о членах семьи».
- Дети:
- специальные занятия на тему «Моя семья»
- дидактические игры на формирование нравственных качеств детей;
- сюжетно – ролевые игры,
- чтение художественной литературы по данной теме,
- составление рассказов «Моя семья»; «Наши семейные традиции».
Работу по данному направлению я начала с того, что провела анкетирование родителей по нравственному воспитанию. Затем изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию дошкольников.
Составила план работы по нравственному воспитанию, разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр:
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств дошкольников.
3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотек.
Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
Подготовка анкеты к анкетированию родителей.
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2019г. Анкета
Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию. В течение года. Наличие сюжетных и дидактических игр.
Проведение консультации для родителей на тему: «Нравственное воспитание дошкольников в семье». Январь 2020г. Конспект консультации
Проведение праздников «8 – Марта» и «23 февраля» Февраль. Март.
2020 год. Развлечения совместно с родителями.
Работа с детьми
Формы работы Сроки Форма отчета
Специальные занятия на тему «Моя семья» В течение года конспекты занятий
Занятия, в которых используют дидактические игры.
В течение года
Дидактические игры:
- «Моя семья»
- «Доскажи слово»
- «Расскажи о своей семье»;
- «Мой адрес»;
- «Я люблю…»;
- «Назови свое имя ласково»;
- Пальчиковая игра «Моя семья». Декабрь 2019г картотека
Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
- «Дочки – матери» сюжет: «Мама моет дочку»;
- «Дочки – матери» сюжет: «Мама водит дочку в детский сад»;
- «У нас гости» Январь -
Февраль картотека
Беседы с детьми на тему:
- «Я и мой папа»;
- «Как мама заботиться о нас»;
- «Самая дорогая и любимая мамочка»;
- «Моя любимая бабушка»;
- «Мой дедушка» Март 2020г. картотека
Отчет по самообразованию Май 2020г.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Форма отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
В течение года Консультации, беседы
Составление картотек: «Пословицы и поговорки о семье»; «Загадки о членах семьи». В течение года Картотеки
Подготовить консультацию для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье»
Март 2020г. консультация
Список используемой литература
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй : вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3. Детский сад и родители. / Под ред. Е. И. Колоярцевой. – М. : «Прсвещение», 1969. – 169 с.
4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб. : «Питер», 2008. – 176 с.
5. Затулина Г. Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб. : «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
7. Мосалова Л. Л. // Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
9. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. Детский сад и семья. – М. : «Просвещение», 1981. – 176 с.
10. Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенин. – М. : «Академия», 2002. – 134 с.
11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : «Просвещение», 1987. – 144 с.
12. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М. : «Просвещение», 1983. – 176 с.
13. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковский. – СПб. : «Питер», 1997. – 342 с.
14. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
15. Свердлова О. Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.
16. Смирнова Е. О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.
17. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. // Описание: Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд. : Вентана-Граф. - 2007