Ольга Прутьян
Самоанализ занятия «Как лисичка зайчиков спрятала» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя МБДОУ детский сад «Комарик»
Прутьян Ольги Владимировны
Тема: «Как лисичка зайчиков спрятала» (средняя группа – 4-5 лет)
Публикация «Самоанализ занятия „Как лисичка зайчиков спрятала“ (средняя группа)» размещена в разделах
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об окружающем мире через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
развивать логику и ассоциативность мышления, творческое воображение.
Задачи:
Образовательные: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; учить детей выделять надсистему объектов; закрепить знания детей о временах года и их признаках, закреплять счет в пределах 4, знания геометрических фигур; упражнять в классификации предметов.
Развивающие: развивать речь, мышление, обогащать словарный запас, развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Анализ целей и задач
Занятие проводилось в средней группе. Занятие состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (картины об осени и зиме, встреча с Лисой- кукла);
3. Практический (рисование);
4. Игровой («Что изменилось?» физминутка, дидактическая игра «Раз, два, три – сюда клади», «На что похоже?», пальчиковая гимнастика);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа. В занятии использована технология ТРИЗ, а именно мозговой штурм и системный оператор, нетрадиционные способы рисования.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.
Вводная часть НОД
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям была предложена игра «Что изменилось?», а затем встреча с Лисой, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели (воспитатель предложила помочь спасти Зайчиков). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве - беседа – сидя на стульчиках, физминутка, игры - на ковре, рисование сидя за столами. В работе с детьми использовала беседу, наводящие вопросы на сообразительность и логическое мышление, рисование, игра - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», художественно-эстетическое развитие, которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическая, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. Использовала задания творческого характера (рисование пальчиками). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала вопросы, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.