Любовь Карпенко
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ д/с № 83 работаю в должности «воспитатель» 2 года.
В процессе своей работы:
1. представила опыт работы в форме открытого занятия по теме: «Любите книгу» ( Цель: формировать любовь и интерес к книге.
Задачи:
• Расширять знания о книгах;
• Развивать устойчивый интерес к книгам;
• Воспитывать бережное отношение к книгам.
2. разработала и представила проект индивидуальной педагогической деятельности по теме : «Формирование художественно-эстетической деятельности через нетрадиционные виды аппликации, рисования и лепки».
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На протяжении двух лет работаю по проблеме «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе нетрадиционных видов деятельности».
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста имеет особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, способствует развитию художественно – творческих способностей детей, а именно:
- формированию у них самостоятельности, творческой активности;
- усвоению детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию (Т. С. Комарова.)
- Совершенствованию пальчиковой моторики детей считаю метод продуктивной деятельности через нетрадиционные виды аппликации, рисования и лепки. (Ю. В. Рузанова.)
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредствам:
- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
В реализации программы художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста учитывались следующие принципы:
- Гуманизации;
- Дифференциации;
- Принцип непрерывности и системности образования;
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Реализация проекта проходила через разные виды детской деятельности.
Изучив особенности организации нетрадиционной деятельности как перспективного направления художественно-творческого воспитания детей дошкольного возраста, я определила цель своей работы:
- становление эстетического отношения к окружающему миру, через продуктивную деятельность посредством использования традиционных и нетрадиционных техник в этой области.
Для достижения данной цели были обозначены следующие задачи: (Развивать продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование; - через нетрадиционные виды деятельности).
1. Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;
2. Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);
3. Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
4. Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;
5. Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.
6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;
8. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
Ориентируясь на данные принципы, я определила направление работы и подобрала упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов.
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;
Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.
Реализуя данное направление, мною было разработано оформление предметно-развивающего пространства ДОУ на основе комплексного подхода.
- оснащение изо уголка
- тематическое оформление помещений ДОУ (тематические проекты «Детский сад – островок безопасности», «Мир вокруг нас», «Музей патриотического воспитания»);
- оформление вернисажей и передвижных выставок продуктов детского творчества.
Для реализации данного направления, был выбран учебно-методический комплект:
I. «Изобразительная деятельность в ДОУ».(Комарова Т. С.)
II. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
(Куцакова Л. В.)
III. «Рекомендации по использованию нетрадиционных методов и приемов в художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками». (Рузанова Ю. В.)
В содержание УМК включена нетрадиционная деятельность как вид художественно-продуктивной деятельности дошкольников.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.
Придерживаясь классификации методов обучения, разработанной Г. Н. Пантелеевым, Н. Давыдовой, А. Ярыгиной, Т. Комаровой, я постаралась организовать работу на основе оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения дошкольников.
Включение дошкольников в процесс нетрадиционной деятельности проходил поэтапно :
Эксперементально-исследовательский этап проходит в форме бесед, экскурсий в музей. Предлагая детям наглядный материал, я использую фотоальбомы, эскизы, наборы картинок, а так же электронные презентации. На этом этапе дети учатся сравнивать, находят отличия и сходства, знакомятся с новыми словами и понятиями, активизируют их в речи.
Творческий этап проходит в форме подготовки проектов и мастер- классов. Проектная деятельность дошкольников носит характер сотрудничества, в процессе реализации которой дети осваивают необходимые художественные навыки, осуществляют поисковую работу по нестандартному решению творческих задач, учатся планировать, предполагать результат. На данном этапе я использую индивидуальный подход, обеспечивая доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности каждого ребенка.
Практический этап работы – это демонстрация продуктов детского творчества, осознание ребёнком практического применения и значимости результата его замысла. Данный этап проходит в форме презентаций, выставок, дефиле.
Важно отметить, что на всех этапах работы мной активно применялись ИКТ-технологии и образовательные интернет-ресурсы. Работаю в офисных программах Power Point, Word, в программе Notebook для работы с интерактивной доской. Проектирую образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств.
В результате поэтапной работы моими воспитанниками были созданы
индивидуальные и коллективные тематические выставки: «Золотая осень», «Зимушка - зима», «Любимой мамочки портрет», «Лето, ах лето» «Мы читаем А. П. Чехова», «Таганрог - город воинской славы», «Космическое путешествие», «Мы пожарными растем», «Правила движения - каждый должен знать» и др. ;
Большое значение в своей работе уделяю организации сотрудничества с родителями воспитанников как одного из условий эффективности развития творческой самореализации дошкольников. В данном направлении я использовала следующую форму взаимодействия: -консультация для родителей по применению нетрадиционных техник и приемов художественной деятельности;
Результаты работы с родителями:
-Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;
-Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;
-Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
-Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.
Результаты комплексной диагностики уровня освоения программы по художественному труду и изобразительной деятельности
(старшей возрастной группы)
по художественно-эстетическому направлению на сентябрь 2014 г. - апрель 2015 г. учебного года.
В диагностике принимали участие 27 детей в возрасте 5-6 лет.
диагностика показала следующий уровень развития детей:
начало уч. г. - низкий у. 29,6% конец уч. г. - низкий у. 18,5%
- средний у. 55,5% - средний у. 62,9%
- высокий у. 14,8% - высокий у. 18,5%
На основе анализа результатов педагогической деятельности по заявленной проблеме я обозначила следующие перспективные направления профессионального роста :
• продолжить работу по созданию условий в образовательном пространстве ДОУ для развития творческих способностей и творческой самореализции дошкольников в процессе нетрадиционной художественной деятельности;
• повышение методической компетентности по проблеме развития творческих способностей дошкольников путем самообразования, обучения на курсах ПК, участия в обучающих семинарах;