Наталия Чамагуа
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
В данном дошкольном учреждении работаю воспитателем общеразвивающей группы с 2013 года. В группе было 28 детей пятилетнего возраста: 12 мальчиков и 16 девочек.
Работу начала с мониторинга образовательного процесса и детского развития согласно основной общеобразовательной программе дошкольного образования, по которой в этот период работало наше дошкольное учреждение в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В диагностике использовала низкоформализованные методы: наблюдения за детьми в процессе игровой, совместной и непосредственно образовательной деятельности, беседы, анализ продуктов детской деятельности.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Из опыта знаю, что приобщение ребенка к лучшим образцам детской художественной литературы содействует его всестороннему и гармоничному развитию. Разделяю мнение психологов, что литературное образование в дошкольном возрасте является самим гибким, комфортным и психологически адекватным ребенку предметом для развития заложенного в нем творческого потенциала, а значит и всех психических процессов. Трудно переоценить, на мой взгляд, роль художественной литературы и в развитии детской речи, ведь язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей. На основе чтения художественной литературы, анализа, заучивания отрывков формируется речь дошкольников, развивается их языковое чутье. Однако мой педагогический опыт показывает, что в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Вот почему свою роль как педагога вижу в том, чтобы заинтересовать дошкольников книгой, пробудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову и уважение к книге.
Учитывая это, целью своей педагогической деятельности определила гармоничное развитие личности дошкольника средствами художественной литературы.
Для реализации данной цели решала следующие задачи:
1. Формировать у детей культуру восприятия художественных произведений.
2. Развивать речь детей, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
3. Способствовать развитию художественно-творческих способностей детей.
4. Развивать эстетический вкус детей.
5. Формировать у детей мотивацию чтения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
6. Формировать эмоционально образную передачу произведений разных жанров.
7. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
8. Способствовать формированию культуры семейного чтения.
Опиралась на методики В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и А. М. Бородич.
Предпочтение данным методикам отдала по нескольким причинам:
• эти методики удачно вписываются в структуру и содержание реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы;
• предложенные произведения отобраны с учетом художественных достоинств и доступности содержания детям каждого из возрастных периодов дошкольного детства;
• рекомендуемый литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя и оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и речи, на формирование позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Руководствовалась следующими принципами:
• комплексности;
• системности;
• опоры на ведущую деятельность детей;
• последовательности и этапности с учетом «зоны ближайшего развития»;
• наглядности;
• доступности;
• развивающего обучения.
Отбирая формы и методы деятельности по реализации системы, руководствовалась возрастными особенностями детей и учитывала то, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет три основные задачи в образовательной области «Чтение художественной литературы» для дошкольников всех возрастных групп:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Все задачи гармоничного развития личности ребенка средствами художественной литературы решала как в непосредственно образовательной деятельности, через интеграцию образовательных областей, так и в совместной деятельности, а также в свободном общении с детьми на основе художественной литературы.
Большие возможности для гармоничного развития детей заложены, на мой взгляд, в проектной деятельности.
В работе с дошкольниками над литературными произведениями использовала методику А. М. Бородич. Она предполагает несколько этапов деятельности.
1. Подготовительный:
• вводные беседы;
• напоминание знакомых произведений;
• припоминание произведений данного автора;
• подготовка воспитателя к прочтению или рассказыванию произведения.
2. Знакомство с художественным текстом:
• чтение художественного произведения;
• чтение с демонстрацией иллюстраций;
• знакомство с произведением с помощью дидактической игры;
• театрализация;
• полихудожественная деятельность.
3. Работа по осмыслению детьми художественного текста:
• беседа по тексту или об авторе;
• прочтение, заучивание, иллюстрирование отрывков из текста.
4. Самостоятельная деятельность детей :
• сюжетно-ролевые игры;
• театрализация;
• игры-драматизации.
Залогом успешности считаю соблюдение необходимых условий:
1. Приоритетная роль взрослых в приобщении детей к художественной литературе.
2. Систематичность (обязательное ежедневное чтение).
3. Интеграция образовательных областей.
4. Эмоциональная подача взрослым литературного произведения.
5. Насыщение развивающей предметно-пространственной среды высокохудожественной литературой, иллюстративным материалом, атрибутами для театрализации, средствами изодеятельности.
6. Просветительская работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе.
Создавая условия для эффективного решения педагогических задач, обогатила предметно-пространственную среду группы. Разместила в книжном уголке альбомы с портретами отечественных и зарубежных писателей. В театральном уголке обновила различные виды театров для драматизации прочитанных произведений, для совершенствования речевых и исполнительских навыков детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас детей.
Залогом успешности своей педагогической деятельности считаю тесное сотрудничество с родителями. В ходе работы с родителями воспитанников решаю следующие задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, с позитивными и негативными стереотипами в вопросах детского чтения.
2. Расширить представления родителей о детской литературе.
3. Научить родителей руководить воспитанием детей как читателей.
4. Привлечь родителей воспитанников к активному участию в образовательно-воспитательном процессе.
Систематически занимаюсь самообразованием. Активно участвую в педагогической деятельности детского сада и района.
Пропагандирую опыт своей педагогической деятельности в различных формах.
На данном этапе возникла необходимость в корректировке моей системы гармоничного развития личности дошкольника средствами художественной литературы согласно ФГОС ДО. Познакомившись с новой Программой, разработанной в ДОУ в соответствии с новым образовательным стандартом, убедилась, что список предлагаемой для чтения литературы остается неизменным, а режимом дня предусмотрено ежедневное чтение детям. Чтение художественной литературы не является самостоятельной образовательной областью, а входит в образовательную область «Речевое развитие». Задачи этого раздела сформулированы с позиций деятельностного подхода. В связи с этим планирую пересмотреть задачи блоков своей системы и некоторые формы ее реализации.
В перспективе планирую продолжить работу по реализации системы с детьми подготовительной к школе группы, с новым составом воспитанников апробировать ее в полном объеме и включить в содержательный раздел своей рабочей программы.