Анастасия Костина
Самоанализ педагогической деятельности «Технология КСО»
▼ Скачать
Самоанализ педагогической деятельности
с позиции эффективного использования образовательных технологий
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где можно работать с каждым по отдельности и коллективно.
Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования. Для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность преподавателя и обучающегося: подобрать тему занятия, сформулировать цель занятия, отобрать материал и подготовить работу в парах или в группах. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам освоения и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения - развивать готовность обучающегося и вести диалог с преподавателем, уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Опыт моей работы как преподавателя «Школы танца «Калейдоскоп» показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все учащиеся работают друг с другом в парах и коллективно. В итоге получается, что технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность, коммуникативные умения и знания.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности „Технология КСО“» размещена в разделах
Цель КСО:
• Включение и освоение в учебный процесс естественной структуры общения между преподавателем и учащимися.
Задачи КСО:
• Передача полученных знаний друг другу
• Разнообразие тем заданий
• Обучение по способностям обучающихся
Принципы КСО:
• Ориентация на высокие конечные результаты;
• Непрерывная передача полученных знаний и умений друг другу с помощью занятий.
• Сотрудничество и взаимопомощь между учениками и преподавателем;
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса и достижения планируемых результатов обучения.
При организации своей работы перед учащимися я ставлю развивающие и воспитательные задачи на занятиях.
Развивающие задачи: развивать музыкальность учащихся, чувство ритма, логическую память; формировать воображение и мышление учащихся; развить красивую осанку, подтянутость; формировать художественный и эстетический вкус.
Воспитательные задачи: формировать у учащихся отзывчивость друг к другу, трудолюбие, целеустремлённость; укреплять творческую инициативу и способность к самовыражению в хореографическом искусстве.
Исходя из задач обучения, физиологических и психологических особенностей учащихся, строю свою систему педагогической работы с воспитанниками.
На занятиях по хореографии использую общепедагогический принцип последовательности и доступности. Занятия начинаются с «азов», далее следуют простые хореографические упражнения, развивающие чувства ритма, актерское мастерство, память. Постепенно переходя на более трудные упражнения, дети оттачивают мастерство, совершенствуют навыки техники исполнения отдельных элементов и демонстрируют свои возможности в более сложных хореографических постановках.
Главным условием успешного освоения программы «Школа танца «Калейдоскоп» является постановка и правильная отработка движений, рисунков танца, пластики, танцевальных образов и продумывание идей костюмов. Здесь как раз отдается предпочтение коллективной системе обучения, так как преподаватель освобождает себя от колоссальной работы со всеми обучающимися и уделяет время для индивидуальной работы. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан и успешно освоен.
Принцип опоры на интерес – один из самых важных для меня этапов. Как преподаватель я прекрасно понимаю важность и сущность своего труда. Учащиеся приходят в школу искусств и в процессе обучения по программе «Школа танца «Калейдоскоп» перенимают от преподавателя не только знания, умения и навыки, но и доброту в общение, культуру взаимоотношений, понятие «взаимозависимости» и любовь к танцевальному искусству.
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся обязателен для хороших результатов. Как преподаватель пытаюсь раскрыть в каждом ученике личность, максимально сгладить и предотвратить конфликты путем разъяснения, обеспечить нормальные взаимоотношения в детском коллективе. Часто общаюсь с родителями учащихся, и они также помогают в решении сложных ситуаций. Особое внимание уделяется здоровью и физическим возможностям детей. Опираясь на эти данные, строится индивидуальная и коллективная системы тренировок и определяется место каждого ребенка в хореографической постановке.
Исходя из вышеизложенного, учащиеся получают разносторонние умения и навыки, как интеллектуально-художественного, так и физического развития. Система обучения, роста и развития обучающихся отслеживается как преподавателем, так и школой искусств им. А. И. Плотнова, в которой действует данный коллектив. Результаты своей работы дети демонстрируют в конкурсных и концертных номерах. Каждое полугодие коллектив готовит отчетный концерт, где ученики показывают чему они научились за прошедший период. В течение учебного года проводятся тематические концерты ко дню Матери, к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 Мая и к завершению учебного года итоговый праздник «Премия «Юный талант».
Одной из важнейших задач школы искусств является воспитание нравственно и духовно богатой личности. Мною давно осознано, какое большое место занимает в жизни танец. Я постоянно ищу оптимальные и возможные пути проникновения хореографического искусства в жизнь детей. Главная задача преподавателя – организовать совместную работу учебно-тренировочных занятий по принципам: преподаватель и ученики, ученик и ученики, ученик и ученик. Реализация подобного подхода решает многие проблемы обучения. Моя цель заинтересовать детей в хореографической деятельности и вызвать эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрыть творческие способности каждого учащегося. Для достижения данной цели продумываю каждое занятие так, что бы учащиеся смогли открыть для себя что-то новое, обратили внимание на главное, важное, что бы успех достиг каждого в меру его возможностей. Для эффективности занятий ориентируюсь на основные принципы обучения: эмоциональность, теоретическая и практическая подготовка, наглядность, творческий подход к изучаемому материалу. По мнению теоретиков: учебный процесс, включает в себя образование и воспитание, соответственно существуют такие понятия как организация обучения. «Обучение» - общение, в процессе которого воспроизводятся знания и опыт, в том числе и опыт творческой деятельности, накопленный человеком за многие, многие годы. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Занятие – это организация учебной деятельности, при которой преподаватель в течение точного установленного времени руководит познавательной деятельностью учащихся. Существуют определенные требования к построению занятия: воспитательные, образовательные и организационные. Организационная форма занятия: составление плана занятий в соответствие с учебной программой. Компетентность преподавателя: чувства такта, темпа и ритма, умения держать весь хореографический зал в поле зрения. На занятиях в процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит для творческих процессов, преобразует личностное общение, переводя его на более высокий уровень. Важнейшей частью работы школы танца «Калейдоскоп» является конкурсная и концертная деятельность, а значит, хореографический репертуар каждый год должен пополняться новыми красивыми номерами. С использованием метода КСО расширились возможности отработки сложных движений в парах и группах тем самым, позволив более качественно готовить танцевальные композиции. Для меня, как преподавателя появляется необходимое время для работы с более слабыми детьми в парах «преподаватель-ученик». «Сильные» ученики, в это время, пробуют свои силы в качестве наставников и при этом сами отрабатывают четкость движений. Все это дает мне возможность добиваться хорошего результата в постановочной деятельности.
В коллективе поддерживается благоприятный климат, что способствует воспитанию коллективизма, взаимопомощи, поддержки и как следствие - прочному освоению материала. Регулярно провожу встречи с родителями, знакомлю их со спецификой обучения, воспитательными и образовательными моментами. Обсуждаем проблемы и достижения, совместно планируем подготовку костюмов. Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном и коллективном порядке; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за успехи коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и недоработок, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе и, следовательно, в его результате.
Ход моего занятия начинается с разминки: коллективные упражнения, упражнения в парах на развитие мышц и растяжку, индивидуальные консультации. Учащиеся школы танца «Калейдоскоп» помогают друг другу выполнять танцевальные элементы, применяя совместный показ и отработку движений, следят за правильностью выполнения. В своей работе я стараюсь способствовать развитию и воспитанию у учащихся разных возрастов чувства коллективизма, требовательность и уважение друг к другу, доброты, стремление достичь чего - то нового, принципиальности, стойкости и выносливости, что оказывает непосредственное влияние на исполнительскую деятельность обучающихся. В хореографии проявляется характер, духовные качества личности, и стремление к победе. Однако в моей работе все зависит от качества воспитательной работы, это тяжелый труд в котором нет мелочей. В своей педагогической практике я использую примеры от обобщенного до единичного, характерного изучения движений, развитие музыкальности, пластичности, что помогает в создании конкретного образа. Такой прием на занятиях расширяет представления учеников об искусстве хореографии. При освоении нового материала, основываюсь на уже изученных, отработанных и закрепленных знаниях. Исходя из практики моей работы, больше опираюсь на самодисциплину, уважение и доверие моим ученикам.
Могу смело сказать, что за пять лет моей работы в школе искусств никто и никогда из моих учеников не подводил коллектив, не пришел бы на репетицию или выступление. Это говорит в пользу коллективной воспитательной работы, проводимой в течение всего периода обучения в школе искусств. В каждой группе у учащихся возможности и способности разные. Как преподаватель, я понимаю, что с одаренными детьми должна проводиться другая работа, равно, как и со слабыми учениками. Учащиеся школы танца «Калейдоскоп» с более ярко выраженными творческими способностями постоянно участвуют в конкурсах, фестивалях и концертных программах, добиваясь побед в хореографическом творчестве. Моя творческая деятельность зависит от условий, в которых я работаю, от уровня общего развития коллектива и уровня подготовки детей. Главная задача, прежде всего, расширить хореографический материал обучения, который используется на занятиях. Одной из важнейшей сторон моей педагогической деятельности является активизация познавательной деятельности детей на занятиях по хореографии, умение правильно подвести к теме урока и способность к грамотной подаче материала. Опыт показывает, что беседы, демонстрация движений, посещение концертов, онлайн-просмотр шедевров хореографического искусства способствуют усвоению знаний учащимися, и развивает интерес к хореографическому творчеству. На занятиях активно применяю игровые технологии, театрализованные представления с музыкальным сопровождением, использую символику жестов и мимики при исполнении танца. Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном и коллективном порядке. Начиная занятия с детьми, преподаватель, прежде всего, должен заинтересовать учащихся, научить их понимать, что такое искусство танца и что такое коллектив, это расширяет их сферу интересов и обогащает их новыми впечатлениями. Активность учащихся на занятии зависит от творческой инициативы преподавателя, стремлению вести своих учащихся к совершенствованию исполнительского мастерства.
Искусство хореографии близко учащимся и любимо ими. Все учащиеся с удовольствием посещают занятия в течение достаточно долгого времени, проявляя настойчивость и усердие в приобретении хореографических навыков и знаний. В искусстве хореографии учащиеся выражают свои эмоции: радость, грусть, восторг, гордость и прочее; свой характер: активность, бодрость, задумчивость, мечтательность, храбрость; в танце они показывают ловкость и грацию. Кроме того массовые танцевальные постановки, помогают воспитанию коллективизма. Организация деятельности детей состоит из нескольких этапов: сюжетная линия, рисунок танца, завязка сюжета, действие, развязка, которая обогащает и оживляет танец. На моих занятиях важным этапом является подбор танцевальных движений и постановка танцев. Их естественность выразительность, яркость танцевального номера, при возможности более четкой, точной, красивой подаче – это качества к которым мы стремимся в процессе учебной деятельности.
Мой коллектив активно участвует в жизни города, представляя свои танцевальные номера для проведения различных мероприятий. В школе танца «Калейдоскоп» мною была поставлена и разучена танцевальная композиция под названием «Ангелы» в эстрадном направлении. Эстрадный танец – это вид сценического танца, небольшая хореографическая постановка, состоящая из трех частей: завязка, действие, развязка. Современный танец включает в себя, не только акробатические трюки, но и пластику, чёткость, музыкальность движений и т. д. К особенностям современного танца относятся: разнообразие хореографических средств выразительность, оригинальность и неповторимость замысла, его воплощение.
Хореографическая постановка «Ангелы»
Результативность применения.
Я работаю по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа танца «Калейдоскоп». Программа рассчитана на 8 лет обучения для детей от 5 до 17 лет.
За время работы я подготовила учащихся к различным конкурсам и фестивалям. Среди прочих достижений - победа в Международном хореографическом конкурсе-фестивале «Берег побед» в г. Сочи. Для подготовки учащихся к конкурсу проводилась системная целенаправленная работа, в основе которой лежала идея, задумка, постановка, отработка танцевальных номеров и конечного результата. В работе я уделяю особое внимание задумке сюжета танца, отработке элементов и танцевальное исполнение. Использую метод показа и рассказа на своих занятиях, разучивание нового движения, где точно демонстрирую каждое движение в моем исполнении. Очень важный процесс - вовлечение родителей, которые оказывают моральную поддержку и материальную помощь. В марте 2018 года мы посетили Международный фестиваль - конкурс «Берег побед» в г. Сочи. Идея конкурса - это обмен опытом и мастерством подрастающего поколения. Важную роль играло компетентное жюри, и зритель в целом, что очень мотивировало конкурсантов показать себя как можно лучше. По итогам конкурса коллектив Школы танца «Калейдоскоп» стал лауреатом 3 степени за хореографическую композицию «Сила огня». Это огромный опыт и колоссальный труд, который дает сильный толчок для дальнейшего развития, и очень приятно, что в финале коллектив выложился на сцене на 100%. Дети получили отдачу не только в виде аплодисментов зала, но Диплом, кубок и бурю эмоций.
Результат моей работы!
Результативность школы танца «Калейдоскоп», участие в конкурсах и фестивалях, которые, проходят как в Данковском районе и в области, так и на всероссийском и международном уровнях подробно представлена в моем аналитическом отчете. За 5 лет мы приняли участия во многих конкурсах и фестивалях, где стали призерами и победителями.