Нэлли Саванина
С заботой о здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
СаванинаНэлли Федоровна,
воспитатель 1КК
МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино»,
РХ, г. Саяногорск
С заботой о здоровье
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в силы».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «С заботой о здоровье» размещена в разделах
Одним из актуальнейших социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство – здоровье.
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В настоящее время наблюдается рост числа детей с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями. Среди причин, способствующих возникновению и росту заболеваемости детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, рост травматизма, отсутствие возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей и многие другие.
Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе и дошкольников. В досуге маленьких детей все больше и больше времени занимает просмотр телепередач и компьютерные игры, особенно в выходные дни, которые заменили прогулки и игры детей на воздухе. Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в дошкольном возрасте.
Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка. Для малыша-дошкольника двигаться - так же естественно как дышать, есть, пить, спать. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни, у них чаще веселое и радостное настроение.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей глубоких знаний и творческого подхода. Поэтому педагоги нашего МБДОУ считают, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива.
В системе физического воспитания используем организованные формы двигательной деятельности детей: непосредственно образовательную деятельность, утреннюю гимнастику (в зале и на свежем воздухе в теплое время года, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на улице, спортивные упражнения. Оправдали себя такие формы двигательной активности как физкультурные досуги, праздники, занятия ритмикой, «Дни здоровья», физкультурные паузы. Большой интерес у детей вызывают занятия физкультурно-валеологического цикла «Помоги своему позвоночнику», «Наши здоровые ножки», «Сохраним наше зрение» и другие. На них дети получают знания об оздоровительных методах и влиянии природных факторов на здоровье, о правилах безопасности и профилактики несчастных случаев и травм.
Для полноценного физического развития в детском саду в каждой группе создали необходимые условия: физкультурный «Уголок здоровья» содержит разнообразный спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, кегли, кольцеброс); нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками (дорожка «Следы», «Кочки», мешочки с песком); спортивно-оздоровительные игры : «Школа мяча», «Школа обруча», картотека подвижных и пальчиковых игр, аудиотека физических минуток.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
• Ознакомление родителей с результатами диагностики;
• Анкетирование родителей;
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
• Привлечение родителей к оснащению материально-технической базы.
В прошлом году среди родителей нашего детского сада был объявлен конкурс на лучшее оформление участков. Многие родители с энтузиазмом приняли участие в этом интересном деле. На участках как по волшебству «выросли» домики-лесенки, забавные жирафы, пенечки-гусеницы, по которым дети с удовольствием лазают, удовлетворяя потребность в двигательной активности на прогулке.
Таким образом, правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание воли, характера, создает необходимый духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, благотворно влияет на детскую психику.
Список литературы:
1. Береснева З. И. Здоровый малыш. – М., 2004. – С. 3-4
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М., 2007. – С. 3
3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. – М., 2007. –С. 4