Демиденко Валентина Петровна
Курс эколого-биологической направленности «С любовью к селу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушёл в большую и интересную жизнь»
Г. С. Титов
Пояснительная записка
Предпосылки и необходимость данного курса. Перед человечеством особо остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без воспитания и образования нового поколения. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» (И. Соколов-Микитов.) Непосредственно в соприкосновении с природой ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно, закладываются основные качества личности: чувство любви к малой родине, положительное эмоциональное отношение к тем местам, где человек родился и живёт. Необходимо, чтобы работа носила непрерывный характер в системе человек-природа-общество.
Темочки:
Анализ теоретической и методической литературы по экологическому образованию в начальной школе свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования работы с младшими школьниками в этом направлении. Учителя МБОУ ЗСОШ №1 нашли решение данной проблемы в создании единого образовательного курса для начальной школы «С любовью к селу». Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.
Цель: создать условия для становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз-нающей свое место в Природе и Обществе
Данная цель направлена на решение следующих задач:
формировать у учащихся основы экологических знаний на краеведческом материале;
привлечь внимание учащихся к экологическим и социально-нравственным проблемам, существующим в родном селе;
научить учащихся проводить экологический мониторинг конкретного участка территории своего населенного пункта, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
способствовать развитию знаний биологического разнообразия родного края;
продолжить развитие умения работать с различными источниками информаций, умения наблюдать, анализировать, рассуждать, решать творческие задачи
воспитывать чувство патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию своего родного края.
Основополагающее направление курса
• на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде;
• на осознанное выполнение правил поведения в природе;
• на воспитание гуманного отношения ко всему живому, элементарной
экологической культуры, чувства сопричастности к жизни;
• на формирование умения безопасно организовывать свою жизнь
и деятельность;
Новизна курса «С любовью к селу» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у учащихся способность
к целевому, причинному и вероятному анализам экологической ситуации своей местности;
к альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
к созданию учениками продукта собственной творческой деятельности.
Практическая значимость: курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. Материал может быть использован для преподавания в общеобразовательных учреждениях в урочной и во внеурочной деятельности, а также в учреждениях дополнительного образования.
«С любовью к селу» - курс эколого-биологической направленности, является учебно-образовательным с практической ориентацией. Интегрирует различные образовательные линии: краеведческую, познавательную, социокультурную в единое образовательное содержание.
В разработке программы курса использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач, которые отвечают требованиям современного информационного общества.
Особое внимание отводится практическому содержанию, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении.
Представленная программа курса адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с ФГОС, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Курс раскрывает основные содержательные линии:
«Человек и мир природы». «Человек и общество»,
Представленный целостный курс «С любовью к селу» состоит из четырёх частей в рамках единой логики (приложение1)
Срок реализации -4 года. Общий объём – 135ч.
Продолжительность занятий -1час в неделю
Класс Раздел курса Количество часов
1 класс «Юный фенолог» 33ч
2 класс «В гармонии с природой» 34ч
3 клас «Где мы живём» 34ч
4 класс «Мы - будущее нашего села» 34ч
«Юный фенолог»- программа первого года обучения направлена на углубление и расширение знаний учащихся об основных процессах в неживой и живой природе, на формирование простейших экологических понятий.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе. Дети учатся проводить наблюдения за объектами природы и обрабатывать полученные результаты. Основные формы работы – экскурсии и целевые прогулки в близлежащем парке, различных природных комплексах, на территории школьного двора. Юному натуралисту, желающему лучше понять природу, предлагаются задания в Рабочей тетради творческого характера.
Для реализации целей и задач курса «С любовью к селу» разработана тетрадь для учащихся «Наша малая родина» (приложение 2)
Все задания предлагает детям Завьялыч- старейший домовой села. Задания основываются на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника. В 1 классе - наблюдения «В гости к осени». «В гости к зиме», «В гости к весне», «Летние задания юному натуралисту», во 2-4 классах работа на «Страницах юного исследователя». Задания способствуют воспитанию инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивают интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Вместе с Завьялычем ребята совершают путешествия по селу и изучают природу, историю, культуру, экологию своей малой родины, приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии «Оцени свою работу», «Вопросы для самоанализа». Выполняют итоговые тесты по курсу.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В сфере формирования личностных УУД
• интерес к познанию мира природы;
• потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
• осознание места и роли человека в природе и обществе;
• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
• уважения к родной природе, истории малой Родины, гордости за неё;
• развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края;
Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса являются :
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности : умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации : находить информацию в различных источниках (в учебнике, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др., анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков и т. д.)
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов освоения программы курса являются :
• педагогическое наблюдение;
• лист наблюдений (который может заполнять ученик совместно с учителем)
• вопросы для самоанализа
• тестирование
• анкета