Дарья Горбачева
План мероприятий во второй младшей группе «Русское народное творчество — основа духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать +Заказ
Русское народное творчество- основа духовно-нравственного воспитания
Выполнили : воспитатели второй младшей группы №1 и №2 МДОУ «ДСКВ №59», Ленинградская область, д. Новое Девяткино.
Горбачева Дарья Николаевна
Аббазова Жанна Александровна
Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека
Публикация «План мероприятий во второй младшей группе „Русское народное творчество — основа духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.
Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. По сути фольклор – это народная педагогика. Сложенные веками традиции наполнены лучшими чувствами — добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания родителей, уважения к природе, соблюдения здорового образа жизни. Славянские народы жили в единении с природой, почитали ее, знали народный календарь со всеми приметами, отсюда в фольклоре заложены частые обращения к природе как за помощью, так и в радости. Фольклор можно и нужно использовать в педагогическом процессе.
Элементы фольклора, наиболее используемые в воспитательном процессе:
игры,песни,частушки,народные сказки,поговорки, потешки и прибаутки, предания и былины, обычаи и обряды, прикладное творчество (фольклорные игрушки и др.).
Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это народные сказки. Именно в них, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви к Родине, сострадания и справедливости. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В воспитании детей могут помочь нравственные пословицы, формирующие у подрастающего поколения понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Они учат тому, что в своих действиях человек должен руководствоваться добром и благом. С помощью нравственных поговорок ребятам прививаются такие качества, как ответственность, совестливость, любовь, а также умения культурно общаться и не совершать проступков, которые приводят к негативным последствиям. Однако важно не только обсуждать выражения, но и обсуждать их. Это поможет развить умение читать между строк и мыслить вместо того, чтобы ограничиваться поверхностным смыслом услышанного или прочитанного.
*Честное дело не таится.
*Честные глаза вбок не глядят.
*Почитай старших — сам будешь стар.
*Не делай зла – не будешь в вечном страхе.
*Аринушка Маринушки не хуже.
*Не душой худ, а просто плут.
*Лучше по миру собирать, чем чужое брать.
*Живи смирнее, так всем будет милее.
*Искусства смягчают нравы.
*Лучше свой кусок, чем чужой пирог.
*Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
*Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
*Добродетель вознаграждается.
*Делая зло, на добро не надейся.
*Языком что хочешь мели, а рукам воли не давай.
*Нравственность народов зависит от уважения к женщине.
*Из всех страстей зависть самая отвратительная.
*Дерево узнаётся по плоду, а человек — по делу.
С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач
дошкольного образования.
Предлагаем ознакомиться с РППС на тему "Русское народное творчество", которую мы организовали для детей.
Здесь вы можете увидеть книжки с русско-народными сказками, пазл по сказке, народные костюмы на куклах (с куклами можно разыграть спектакль, поиграть в сюжетно-ролевые и др. игры, платок с узорами, матрешки, а также подделки детей по сказке «Репка», которые можно в дальнейшем использовать во время игр.
Приблизительный план мероприятий, которые можно провести во второй младшей группе на тему «Русское народное творчество - основа духовно-нравственного воспитания».
Сентябрь
Игра - ситуация «Калачи из печи».
Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Ладушки-оладушки», «Совушка-сова», «Ладушки-хлопушки»
Октябрь
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Принесли матрёшки расписные ложки».
Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.
Дидактические игры: «Собери матрёшку»:
Цель: побуждать детей различать низ и верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предметов одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.
Пальчиковые игры: «Люли, люли, прилетели гули», «Тили-тили-тили бом».
Ноябрь
Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей».
Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.
Рассматривание предметов декоративно -прикладного творчества.
Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества.
О Д «Русская матрёшка»
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.
Декабрь
Речевое развитие:
Чтение потешки «Кисонька - мурысонька».
Цель: помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.
Консультация для родителей «Какие русские народные сказки читать детям?»
Январь
Разучивание с детьми «Ой, качи, качи, качи…»
Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.
Ритмическое упражнение: «Мы тесто месили»
Февраль
Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок…»
Цель: помочь детям понять содержание услышанного; учить обыгрывать потешку, воспитывать умение слушать и воспроизводить слова из текста.
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Курочка - пеструшечка» (по потешке).
Цель: развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.
Составление библиотечки русских народных сказок и потешек для родителей.
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Курочка - пеструшечка» (по потешке).
Март
Русские народные игры: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай».
Цель: обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.
ОД аппликация. «Украшу я тарелочку цветами»
Цели: учить ориентироваться на поверхности листа, равномерно распределяя детали аппликации; закреплять умение работать с клеем, добиваясь аккуратного наклеивания; стимулировать творческую инициативу.
Апрель
О Д рисование. «Дымковская игрушка».
Цели: познакомить детей с дымковской игрушкой, элементами дымковской росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.
Чтение русских народных сказок и сказок: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова, "Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы, «Теремок», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» в обр. М. Булатова.
Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества, выявить представления о жанровых особенностях сказки. Воспитывать любовь к литературе.
ОД «Литературная викторина».
май
Раскраски по теме «Русское народное творчество».
Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества, учиться правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику рук.
Подвижные русские народные игры: «Котенька-коток», «Пузырь», «Карусели», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди».
Предлагаем вашему вниманию мероприятия и занятия на тему «Русское народное творчество», цели которых было развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников, которые мы проводили в наших группах младшего дошкольного возраста.
Театральные игры по сказке «Репка»
Выставка подделок и рисунков на тему «Репка- любимая народная сказка»
Разукрашиваем раскраски на тему «русские народные сказки», угадываем их и обсуждаем смысл.
Традиционные русские гуляния на празднике «Масленица». Знакомство с играми и традициями.
Знакомство с русскими-народными инструментами.
Играем на ложках и трещотках.
Чтение русских народных дразнилок, поговорок, пословиц. Разучивание движений народного танца.
Инсценировка музыкального спектакля по мотива русской-народной сказки «Теремок»
Из всего сказанного можно сделать вывод, что цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях народной культуры. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Мы считаем эту цель очень актуальной на все времена.
Нам доверяют родители самое дорогое – воспитание маленьких детей. И мы постоянно ищем новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка.
Мы все знаем, что всё начинается с детства. «Дитя, как тесто, что из него вылепишь, то и получится!», гласит народная мудрость. Поэтому очень важно интеллектуальное и духовное обогащать детей, формировать представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, знакомить с русскими национальными традициями и обычаями; сохраняя нравственные семейные ценности посредством фольклорных форм.
Список литературных и интернет источников:
https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/nravstvennye-poslovitsy/
https://vospitatelyu.ru/pedagogika/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov
Азаматова О. В. Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» /О. В. Азаматова. — Тюмень. 2011.
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — Санкт-Петербург издательство «Детство-Пресс», 2006.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы-составители: А. С. Куприна, О. Н. Корепанова, Т. А. Бударина и др.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.
Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа. Авторы-составители
Развивающие игры для детей 2-7 лет. Е. Н. Михина.
Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Калмыкова Л. Н.
Развитие игры детей 3-5 лет. Методическое пособие под редакцией Е. В. Трифоновой.