Черных Людмила Николаевна
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство социально-коммуникативного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности,
когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и
пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на
современном этапе жизни состоит не только в формировании определенной
суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее
социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Публикация «Консультация для родителей „Русская народная сказка как средство социально-коммуникативного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
дошкольного образования определяет направленность основной
образовательной программы дошкольного образования на создание
социально-коммуникативного развития ребенка :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе. (п. 2.6)
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое
произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с
участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С. И.
Ожегова.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими
попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками
народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с
педагогическим гением народа.
Русская народная сказка является важным воспитательным средством,
в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная
практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок :
дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому
знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс
образования и воспитания каждого ребенка.
А. С. Пушкин, величайший русский писатель, писал: «Что за прелесть
эти сказки!». Он прекрасно понимал природу сказки, ее особенные черты в
ряду других произведений литературы: ведь он сам написал множество
сказок для детей, пользующихся популярностью и сегодня. «Сказка – ложь,
да в ней намек – добрым молодцам урок!» - написал он в «Сказке о золотом
петушке».
А. Н. Толстой писал: «Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа».
Сказка – это очень важный проводник в жизни ребенка. В дошкольном
возрасте у детей происходят глубокие изменения в социально-
коммуникативном развитии. Ребенок как-бы попадает внутрь изображаемых
обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает
их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу
духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного
и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться
реалистические критерии нравственных оценок.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития
каждого ребенка. Правильно подобранная сказка положительно влияет на
эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а
также воспитывает уверенность в себе и в своих силах. Сказка должна
завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь,
стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого
себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению
уверенности в себе и своем будущем.
Русская народная сказка на протяжении многих веков, передающаяся
из поколения в поколение миллионами людей, претерпевает изменения,
отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости,
опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка
является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию.
Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности:
поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской
наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Сказка
воспитываем такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо,
можно и нельзя.
Русское народное творчество - одно из важнейших социально -
педагогических средств формирования личности. Оно является одним из
элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно -
этнической культуре, на фольклорных корнях, обладает богатым
социальным, нравственно - педагогическим потенциалом. Сказка - наиболее
любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в
развитии личности дошкольника, которая владеет вниманием ребенка,
возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его
воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои
желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе
и своем будущем.
Самый распространенный вид сказок, который рано становится
известным ребенку, - сказки о животных. Звери, птицы в них похожи и не
похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во
все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть
зарубленной. («Заюшкина избушка»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в
прорубь и приговаривает: «Ловись рыбка и мала и велика!» («Волк и лиса»).
Легко в этих сказках усмотреть неправдоподобие: где это видано, чтобы
петух ходил с косой, волк ловил рыбу. Ребенок принимает выдумку за
выдумку, и то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего
детей занимает сама история: будет изгнана лиса из избушки, чем закончится
нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые
элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и
глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о
доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы
поведения.
Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут
репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут потянут, а не
вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули
репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки
станет до конца понятен маленькому человеку, лишь когда он вырастет.
Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь
та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли
сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и
поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как
стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался
лисе («Колобок»). В сказке о теремке рассказывается о дружной жизни
мышки, лягушки, зайки, лисички, волка. А потом пришел медведь и не стало
теремка. («Теремок»). В каждой сказке о животных есть мораль, которая
необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни,
усваивать морально – этические нормы поведения в обществе.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много
действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет
разворачивается стремительно : быстро, сломя голову бежит курица к хозяйке
за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к
коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал
ей свежей травы и прочее. В конце концов курица принесла маслица, петух
спасен, но скольким персонажам он обязан спасением! («Петушок и бобовое
зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько
трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался
жив. Счастливая концовка сказок соответствует жизнерадостности ребенка,
его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство
развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует,
приводит в движение душевные силы. Однако, сказки знают и печаль. Как
резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых
говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко
утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его
выгнала лиса. Петух выгнал лису, радуется заяц. Весело и слушателю сказки.
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе
сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому
или иному сказочному персонажу. Петух – герой, лиса – хитрая обманщица,
волк – жадный, медведь – глупый, коза – лживая. Это не примитивность, а та
необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем
он будет готов воспринять сложные вещи.
Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый
мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи
– предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные
свойства. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка :
радуется победам Ивана – царевича, чудесам Василисы Премудрой,
огорчается их невзгодам. В особенности трогает ребенка судьба героев,
поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действия в таких
сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не
ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась – и братца
унесли гуси – лебеди («Гуси – лебеди»). Братец Иванушка не послушал
сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козленочком («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»). Волшебная сказка учит детей оценивать
дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что
плохо. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они
не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все
кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа
добра над злом всегда активизирует чувства ребенка.
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, чтобы не
случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна : это та
необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть
освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков
людей.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую
очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем
очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей,
чем они занимались, как они трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели,
что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня –
значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться
к истокам помогает русский народный фольклор, ведь его содержание –
жизнь народа, духовный мир русского человека, его мысли, чувства,
переживания.
Дошкольное детство – короткий период в жизни любого человека, но
именно он наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка.
Взрослея, слушая знакомую сказку, ребенок каждый раз заново волнуется,
переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и
воспринимать сказку и посредством этого формируется как личность.
Сопереживание и содействие героям дает возможность ребенку представить
события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем
самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится
для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем.
Испытывая в процессе прослушания сказки разнообразные чувства, ребенок
делает свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героями
противостоит злу. Постепенно ребенку открывается духовный мир человека,
сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и
принципов, которыми определяются поступки людей.
Русские народные сказки, накопив в себе мудрость прежних
поколений, обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую,
исцеляющую, и становятся одним из сильных и ненавязчивых
педагогических средств социально-коммуникативного развития
дошкольников.