Елена Сурмач
Русская народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и ценностям своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Народная мудрость
Публикация «Русская народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и ценностям своего народа» размещена в разделах
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Это в определенной степени связано с проблемой утраты национальных ценностей и кризисом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, возникшего с появлением, так называемых новых взглядов и ценностей. В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, игрушки. Традиции, обычаи, культура русского народа постепенно отошла на дальний план, теряя связь с семьей, природой, истоками национальной культуры. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Поэтому встает проблема переосмысления, в первую очередь, своих ценностных ориентиров, обратить особое внимание на духовно-нравственное воспитание детей, ведь взрослое поколение является носителем истории и культуры своего народа и именно мы, взрослые, можем передать ее нашим детям. Современное детство динамично и любознательно. Маленькие исследователи хотят знать и уметь все. Познавая окружающий мир, ребенок, приобщается к принятым в обществе нормам и правилам, приобретает знания о себе, семье, усваивает первые культурные и исторические ценности. Взрослые должны дать понять ребенку, что каждая материальная или духовная ценность имеет свою историю, дошедшую с помощью человека до нашего времени. И помочь в этом могут предметы, являющиеся носителями культуры и духовной ценности, а именно предметы и игрушки народного творчества - народная тряпичная кукла. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Она на протяжении долгого времени являлась первой и единственной игрушкой ребенка, сопровождающей его от рождения до взросления, с помощью которой от взрослых к детям передавалась культура бытия и устоев определенной семьи. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Куклу для детей изготавливали взрослые, а уже с пятилетнего возраста ребенок мог сам изготавливать для своей игры несложные куклы закрутки. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков. В процессе изготовления куклы дети не только познают сам процесс создания, но и знакомятся с историей куклы, из каких материалов ее изготавливали в старину, для чего она предназначалась и как использовалась. Работа детей над тряпичной куклой – это не только средство приобщения к культурным ценностям своего народа, но и источник эмоционального переживания радости творчества, неизменного удивления и познания новых возможностей. Не зря матерчатая кукла в России с незапамятных времен была широко распространена, любима и почитаема взрослыми и детьми всех сословий. С тряпичной куклой дети играли и бедных крестьянских домах и в царских дворцах во всех уголках России. Благодаря своей популярности и широкому распространению кукла была разнообразной. Каждый вкладывал в нее частичку своей культуры. Изготавливая тряпичную куклу, передаем с ней частичку своей души; с большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила детей к жизни. Через куклу взрослые пытались передать детям особенности бытия, знакомили с семейными традициями и обрядами. А куклы, изготовленные матерью для своего дитя, обладали незримой защитной энергетикой. Не напрасно их называли оберегами. Многие прежние традиции и обряды утратили свою былую ценность и необходимость, что нельзя сказать об их исторической и культурной ценности и важности знания ее будущим поколением. В настоящее время достаточно сложно осуществлять работу с детьми, так как в основном их увлечениями становятся мобильные игровые устройства и интернет. Задача взрослых состоит в том, чтобы увлечь ребенка, помочь увидеть прекрасное в окружающем мире, искусстве и творческой деятельности. Увлеченной определенной идеей, ребенок стремиться к познанию нового и интересного, пытается в своем творчестве передать эмоциональное отношение и собственные переживания, радуется своим успехам и пытается строить планы на будущее. Исходя из ранее сказанного, хочу отметить, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная кукла, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Она была и остается связующим звеном между ребенком и миром в целом, с помощью, которой происходит его социализация и развитие.