Нелли Дьяченко
Конспект НОД «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская Матрешка»
Цель:
Сформировать представление детей о русской матрешке, формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной игрушки; познакомить с историей матрешки.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать знакомить детей с историей возникновения народной сувенирной – Матрешки и разновидностях Матрешек;
Публикация «Конспект НОД „Русская матрешка“» размещена в разделах
• формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки ;
• закрепить умение детей расставлять игрушки по росту (убыванию).
• закрепить умения счета.
• закрепить времена года и их признаки.
• закрепление геометрических фигур и цвета.
Развивающие:
• развивать интерес и творческие способности детей к народному творчеству и изобразительной деятельности;
• развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
• повышать двигательную активность;
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.
• воспитывать любовь к народному искусству;
• содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
• воспитывать познавательный интерес;
Материалы, оборудование: корзина, деревянная матрёшка, презентация мини музея «Русская матрешка», дидактические игры, счетные палочки, гуашь, влажные салфетки, ушные палочки, шаблоны матрешки с геометрическими фигурами, коврики, музыкальное сопровождение, баночка с водой, картинки с изображением предметов,
Методы и приемы: словесный, практический, наглядный, игровой.
Вид занятия : интегрированный.
Форма работы детей: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Ход НОД:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». Под музыкальное сопровождение дети «цепочкой» входят в зал и становятся в круг.
Приветствие:«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Передавая соседу колокольчик и называя имя в ласковой форме.
( Например:– Здравствуй, Сашенька! Дин-дин-дон)
Ребята, я была на ярмарке
И приобрела дивное диво
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
А для этого нужно отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (Матрешка)
И у нас в гостях русская матрешка. Ребята, давайте с вами отправимся музей матрешек и узнаем историю её историю.
Игра «Садится тот, кто…»
Дети стоят в кругу, психолог стоит в середине круга и говорит фразу: «Садится тот, кто девочка».(мальчик…
Мини-музей «Русская матрешка».
1. Слайд:
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
А теперь я расскажу историю кем и где она была создана и откуда же пришла наша русская матрёшка.
2. Слайд;
Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник. Он объединил в своем подмосковном имении плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов. Имение Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Они интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла.
3. Слайд:
Более 100 лет тому назад в семью Мамонтовых, кто-то принес точеную фигуру. Это был узкоглазый деревянный святой Фукурума который оказался с сюрпризам. Статуэтка была привезена из Японии. Японцы утверждают, что первым выточил игрушку русский монах. Фигура стала считается прообразом русской матрешки.
Статуэтка заинтересовала русских мастеров.
4. Слайд:
Токарь Василий Звездочкин – выточил (изготовил) первую русскую матрешку.
5. Слайд:
Художник Сергей Малютин создал эскиз для росписи матрёшки и самолично её расписал. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в яркой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой.
Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем.
6. Слайд:
И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.
7. Слайд: Виды матрешек
Семёновская матрёшка, Полхов- Майданская матрешка из Майдана, расписана хохломской росписью, матрешки по сказкам. Так же отличается по размерам.
8. слайд:
И для всех матрешек в Москве 2001 году открылся «музей матрешки»
9. слайд:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо -налево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Гимнастика для глаз: снимем напряжение глаз (Дети выполняют движения глаз за педагогом).
- Вернемся к нашей матрешке.
1. Матрешка : «Собери матрешку»
- Какая расписная матрешка, посмотрим какие у неё секреты, да секреты с заданиями.
- Эта матрешка предлагает, что бы вы собрали из отдельных частей целую матрешку. Игра и называется «Собери матрешку», (работа в паре). Сопровождение фоновой музыкой.
- Ребята, а матрешки расписаны «Временами года» (назвать, какое время года изображено и по каким признакам вы определили).
2. Матрешка : «Залатать матрешку»
3. Матрешка : «Бусы» (геометрических фигур)
- Эта матрешка предлагает, что бы вы собрали бусы для неё.
Из чего они состоят …
Найдите закономерность и продолжите выкладывать начатые бусы.
Пальчиковая гимнастика
4. Матрешка : Поиграли в игру «Чего не стало»
5. Матрешка : Нашли отличия. Игра «Найди отличия»
6. Матрешка : «Выложи по образцу» (счетные палочки -кувшин)
7. Матрешка : Матрешка предлагает сделать эскиз наряда для матрешки. А вы каждый из вас художник. Нам нужна только мастерская. Сейчас скажу волшебные слова и мастерская появится «Кручу, верчу. Хочу что бы появилась мастерская». Сейчас у вас есть мастерская и вы художники. Проходите в мастерскую, где каждый украсит цветами и узорами свою матрешку.
(Во время работы звучат русские народные мелодии).
-Ребята, пока ваши матрешки сохнут.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики устали,
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим,
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.
- «Чистоговорку со звуком Ш». - слушаем
Ша- ша- ша – как Матрешка хороша,
Ши – ши –ши – с Матрешкой играют малыши. - повторяем
матрешек обрамляем в рамку и вешаем на магнитную доску.
- Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. И назовем выставку «АВТОРСКИЕ МАТРЕШКИ»
Рефлексия
Чем мы сегодня занимались на занятии.