Басанцева Ирина Ивановна
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Рукоделие казачек» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67 города Ставрополя
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи на тему:
«Рукоделие казачек»
Подготовила :
Басанцева И. И.
2020 год
г. Ставрополь
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Рукоделие казачек“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: расширение и углубление представлений дошкольников об особенностях казачьей культуры посредством приобщения детей к традиционным видам декоративно-прикладного искусства (вышивка).
Оборудование и материалы: пяльца, крючки, нитки, картинки с изображением вышивки, изделий вязанных крючком.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Содержание
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что такое рукоделие (ответы детей.) Рукоделие–это деятельность, по ручному изготовлению оригинальных, единичных
полезных вещей.
Это ручная работа вышивка, шитье, вязание, ткачество, плетение и др. В руко-делии, преимущественно женском, создаются бытовые и декоративные предметы.
Предметами рукоделия пользовались для украшения дома, носильного и праздни-чного костюма, в быту, хозяйстве, их дарили и очень редко продавали. Рукоделием гото-вили одеяния новорожденному, невесте к свадьбе. В народе высоко почиталось рукоде-лие, им через доброе сердце и руки, через терпеливую смиренную душу создавались красивые и «теплые» и «добрые» вещи.
Воспитатель: Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.
Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная игла.
Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рубашки! Узоры на них не нарисованы, они вышиты цветными нитками. Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины-казачки, девушки занимались этим рукоделием. Вышивать учили девочек.
Игровая ситуация «Мама учит дочку вышивать»
Мама (педагог) : «Садись, дочка, рядом. Вот тебе пяльцы, цветные нитки. Вышивай аккуратно, не спеши, ниточки не путай, старайся».
Девочка «вышивает»- повторяет за педагогом движения рукой.
Мама: «Молодец, доченька. Ай, да, рукодельница!»
Ребята, вышивают с помощью пяльцев (рассматривают пяльца)
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим вышивки на разных изделиях.
Дети на картинках рассматривают вышивки на детской рубашке, на подушке, на свадебном полотенце, на полочке, на полотенце, украшающем красный угол.
(Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделий, предлагая полюбоваться вышивкой и самим называть, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала.)
Подвижная игра
«Мама, ниточку распутай»
С помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, стараясь не расцеплять их рук.
Воспитатель. Знакомясь с бытом казаков, мы узнали, что девочки с детства учились рукоделию : шить, вязать, поэтому в доме многие вещи в доме были ручной работы. Когда заканчивались полевые работы, собран урожай, скот в стойлах готов зиму зимовать, хлеб убран в закрома на Руси начинались посиделки. Девушки веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием, готовили себе приданое. Считалось, что чем больше будет вещей, тем дольше будет жизнь, а вещи готовились на все этапы жизни. Казачки шили одежду, белье, скатерти, полотенца, украшали их вышивкой и кружевами с детских лет, складывая это добро в сундук. Взять в жены бесприданницу считалось позором, а жизнь с такой девушкой, по поверьям, обещала быть скучной.
Кружева вязались с помощью тонкого крючка обычно белыми хлопчатобумажными нитками. Работа была очень тонкая и требовала немало времени, усидчивости и мастерства. (рассмотреть крючок, нитки) Крючком обычно вязали только вещи, предназначенные для украшения, - края полотенец, подзоры для кроватей, прошивки, а также коврики на сундук, стул и пол, а необходимые вещи - носки, варежки, платки - вязали спицами.
Изделия украшались орнаментом. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий. Для орнамента использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды, окружности, растительные мотивы (листья, цветы). Рисунки и цвет орнамента на Руси имели определенный смысл. Снежинка символизировала зиму, цветы - весну.
Дидактическая игра – развивающие упражнение в технике ниткописи.
Предлагаю вам пофантазировать и из этих цветных нитей создать рисунки. (у детей на столах разноцветные нити, белый картон, трафареты, клей) на картоне дети обводят понравившийся им рисунок (с помощью трафарета). Каждый ребенок выкладывает изображение из нити по схеме.
Рефлексия: Что означает слово «рукоделие»?
С каким рукоделием мы сегодня познакомились (вязание крючком, вышивка)
Кого учили этому рукоделию? (девочек казачек)
Как вы думаете, для чего нужна вышивка? (для украшения одежды)