Марина Рудько
Многофункциональное развивающее дидактическое пособие «Полянка знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Титульный слайд.
Многофункциональное развивающее дидактическое пособие
«Полянка знаний»
(На фоне слайда). Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Определение РППС по ФГОС ДО.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, сделало вопрос организации и обновления развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения особо актуальным. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка и его успешной социализации в обществе.
Публикация «Многофункциональное развивающее дидактическое пособие „Полянка знаний“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Слайд 3. Требования к РППС по ФГОС ДО.
Выдающийся французский философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В соответствии с ФГОС ДО развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Слайд 4. Высказывание А. Макаренко.
У ребенка есть страсть к игре,
И ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему поиграть,
Но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Поэтому необходимо, как можно раньше, окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную деятельность. Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы и она всегда будет неповторима и индивидуальна.
Обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды, создание условий для развития у младших дошкольников познавательной активности подтолкнула меня на разработку многофункционального развивающего дидактического пособия «Полянка знаний».
Слайд 5. Актуальность данного пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение, разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования пособие «Полянка знаний» отвечает следующим требованиям: содержательно-насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное, безопасное и эстетически-привлекательное.
Слайд 6. Цель данного пособия – формирование познавательных интересов и способностей детей, становление сознания развитие любознательности и познавательной мотивации, самостоятельности и инициативы, творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности на основе практических действий.
Слайд 7. Задачи. С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:
• формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, материале, пространстве, причинах и следствиях;
• обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать способности к сочинительству, развивать связную речь и звуковую культуру речи;
• развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, умения сравнивать, классифицировать, комбинировать и систематизировать;
• формировать мотивационную сферу образовательной деятельности, создавать положительно-эмоциональный настрой детей;
• воспитывать самостоятельность, эстетический вкус, расширять кругозор и любознательность.
Слайд 8. Пособие «Полянка знаний» предназначено для детей от 3 до 5 лет.
Описание пособия :
Пособие изготовлено из плотного и мягкого цветного фетра. Фетр позволяет реализовать разнообразные идеи. Почему именно фетр? Наверное, потому, что с этим материалом легко работать. Он отличается мягкостью, теплотой, что немаловажно для тактильного восприятия детей. Использование фетра в изготовлении различного рода поделок и пособий имеет много плюсов. Фетр имеет широкую цветовую гамму, разный размер и толщину, не имеет лицевой и изнаночной стороны, легко пришивается и приклеивается, его не нужно подшивать и подгибать, т. к. края его не осыпаются, его можно стирать, гладить, его сложно помять или порвать.
Для крепления деталей используется липучка, кнопки, пуговицы, крючки, прищепки. Съемные детали (листья, цветы, снежинки, птицы др.) могут использоваться отдельно, например, фигурки животных можно использовать в пальчиковом театре.
Два игровых поля. Пособие состоит из двух независимых друг от друга игровых полей,
Слайд 9. Папка для хранения
фетровых папок для хранения раздаточного материала по темам: «Времена года»,
Слайд 10. «Маленькая ферма»,
Слайд 11. «В гостях у сказки», «Теремок».
Слайд 12. а так же фетровой корзины с раздаточным материалом по теме «Овощи» и фетровой вазы с раздаточным материалом по теме «Фрукты».
Слайд 13. Преимущества пособия «Полянка знаний» :
• переносное и его можно расположить в любом месте групповой комнаты.
• складное, не занимает много места.
• для изготовления использованы современные материалы, поэтому игровые детали прочно крепятся и не падают с полотна во время игр-занятий.
• создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятий.
Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.
Пособие может быть использовано при реализации задач образовательных областей:
Слайд 14. Интеграция образовательных областей.
ОО «Познавательное развитие»
• Развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, умения различать и называть некоторые овощи, фрукты, некоторые деревья, образовывать группу из однородных предметов, различать один и много предметов, различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
• Закрепление навыков счета (считаем грибочки, цветочки, листочки, снежинки, яблочки) и др.
ОО «Речевое развитие»
• Развитие понимания речи, умения повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание; ответить на понятный вопрос взрослого.
• Обогащение активного словаря детей: существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; прилагательными, обозначающими цвет, величину; наречиями (высоко, низко, правильного употребления предлогов (на дереве, под деревом, в дереве, над деревом и т. д.); составление рассказов-описаний, рассуждений, обсуждений.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, умения отгадывать простейшие описательные загадки.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• Становление эстетического отношения к окружающему миру.
• Развитие умения различать основные цвета, форму предметов.
ОО «Физическое развитие»
• Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
• Формирование зрительно-моторной координации.
Варианты использования пособия и методическое руководство к играм
Слайд 15, 16 Времена года.
1. Игра «Времена года»
Цель: формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе, развивать наглядно-образное мышление, рассудительность, речь, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, закреплять понятия: «Лето». «Осень». «Зима», «Весна».
Слайд 17. Игра.
Ход игры: оформить игровое поле в соответствии с ответом к загадке:
«Выросли цветочки из набухшей почки» (Весна).
«Красивые снежинки белые пушинки» (Зима) и др.
Слайд 18. Игра «Найди лишнее».
Цель: закреплять умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры: на дереве прикреплены: воробей, синица, снегирь, ласточка. Кто из птиц лишний? (Ласточка) Почему? (Ласточка – перелетная птица, а остальные зимующие).
Слайд 19. Игра «Что напутал художник»
Цель: развивать наблюдательность внимание, умение находить ошибку и исправлять ее.
Ход игры: на зимнем дереве растут яблоки, под зимним деревом сидит лягушка, на ветку прилетел ежик, зайчик живет в дупле.
Слайд 20, 21. Игра «Больше – меньше - столько же».
Цель: закрепление навыков счета.
Ход игры: прикрепи на дерево столько яблок, сколько грибов под деревом.
На дереве выросло еще 2 яблока. Чего стало больше, яблок или грибов? Добавьте столько грибов, чтобы их стало столько же, сколько яблок.
Слайд 22. Игра «Домашние и дикие животные»
Цель игры: учить детей называть диких и домашних животных, развивать умения группировать животных на домашних и диких; закреплять умения сравнивать, находить сходство и различия; развивать речь, память, умение выделять общие признаки и классифицировать предметы по группам.
Ход игры: раздели животных диких и домашних (если животное дикое, то ребенок прикрепляет его в лес, если домашнее, то возле дома).
Слайд 23. Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: выкладывая на игровом поле животных, необходимо назвать их ласково. Например: лиса – лисичка, белка – белочка и т. д.
Слайд 24.
7. Игра «Кто что ест?»
Цель: учить называть животное, развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику, закреплять знания детей о том, чем питаются животные (дикие и домашние).
Ход игры: необходимо на игровом поле соотнести питание и животное.
Слайд 25. Игра «Чей хвост?»
Цель: закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: необходимо рассмотреть игровое поле, определить и назвать, чей хвостик потерялся. Или дети самостоятельно ищут, где чей хвостик и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? – лисий, волчий, медвежий и т. д.
Слайд 26. Игра «Постирай носочки»
Цель: знакомство с бытовой техникой, закрепление знаний об основных цветах, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры: необходимо постирать носочки и развесить их.
Слайд 27. Игра «Одень Таню и Ваню»
Цель: знакомство с названием предметов одежды, с назначением и последовательностью одевания, группирование предметов одежды для мальчика и девочки, развитие мелкой моторики,
Ход: необходимо одеть Ваню на прогулку летом, а Таню на каток, при этом называть каждый из предметов одежды, затем выяснить, какую одежду могут носить все.
Слайды 28-31. Театрализованные игры «В гостях у сказки» ( пальчиковый театр сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка»)
Цель: развитие мелкой моторики, звукоподражание, развитие интонации и выразительности речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей; формировать умение самостоятельно пересказывать и рассказывать сказки, составлять описания и рассказы.
Ход игры: с помощью взрослого рассказать сказку, озвучить персонажей, придумать свою сказку.
Слайды 32-33. Сад, огород.
17. Игра «Овощи – фрукты»
Цель: Формировать у детей представление об овощах и фруктах, где растут, обогащать и развивать словарный запас, развивать память, внимание.
Ход игры: на игровом поле посадить сад, а затем под деревьями на грядках овощи.
Слайд 34. Спасибо за внимание!