Наталья Акимочкина
РППС в группе в соответствии с ФГОС докак фактор успешного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Среда развития ребенка – это пространство его жизнидеятельности. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе и других людях. И от того, какая среда окружает ребенка в дошкольном возрасте, во многом зависит его интелектуальное, физическое, нравственное и истетическое развитие.
Самой большой популярностью у детей старшнго возраста пользуется игровая зона. Организуя самостоятельную деятельность в ней, дети наиболее активно используют предметы и игрушуки, представленнные в строительном и кукольном уголках. Девочки с наибольшим интересом играют куклами небольшого размера, мальчики – играют с наборами, сосотоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов, машинок. Дети, независимо от половой принадлежности, предпочитают игры с конструкторами типа «лего», из которых на ковре или рабочем месте сооружают мини-макеты построек.
Публикация «РППС в группе в соответствии с ФГОС ДОкак фактор успешного развития личности» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Рабочая зона (столы и стулья) тоже активно используется как место для индивидуальных и подгруповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Дети используют материалы и игрушки, хранящиеся в тематических уголках, расположенных неподалеку на полках и стелажах.
Наряду с этими центрами сгущения в групповом пространстве, выявлены были и невостребованные зоны, к которым следует отнести музыкальный, спортивный, книхный и природный уголки которые нормативно существуют, но, несмотря на имеющиеся в них материалы и оборудование, практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.
Анализ данной ситуации позволил выявить причины невостребовоннасти этих зон:
• Статичность и однообразие материалов. Мы воспитатели перестаем привлекать внимание детей к материалам представленым в «оформленых» уголках или вводить удобные для них равила по использованию.
• Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей Например флажки и султанчики в физ. Уголках используются только на утреннуй зарядке; шапочки для обозначения ролей персонажей в подвижных играх сюжетного характера и т. д. в свободной деятельности детей старшего возраста практически не применяются.
• Древность и ветхость материалов, представленных в тематических уголках их эстетическая малопривлекательность и редкая сменяемость снижают интерес детей к содержанию тематических уголков, превращая их в «мертвые» витринные зоны.
Пытаясь найти пути решения возникших причин невостребованности зон мы решили обратиться к тем источникам (литературе, опыту пед коллективов, в т ч интернету) которые подымают данную проблему.
Выяснили, что это становится возможным, благодаря предметно-развивающей среде, которая организованна особым образом. Все материалы и оборудование размещены в так называмых «центрах активности»
Какие же виды деятельности в центрах активности?
• Речевая (знакомство с книгой, слушание, драматизация, книгоиздательство)
• Манипулятивная (настольные игры, дидактические игры и пособия, конструкторы, лего и тд)
• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация и тд)
• Эксперементальная (игры с песком и водой, наблюдения и деятельность в центре природы)
Активность ребенка в центре – это самостоятельная деятельность.
Формы активности в центре:
– это формы активности, решение о реализации которых принимает сам ребенок, ориентируясь на материалы, приготовленные взрослым в центре
- это те формы активности, которые помогают решить детские задачи в реализуемом проекте;
- это те формы активности, которые ребенок реализует автономно, самостоятельно, как правило, без внешней помощи взрослого (но это не обязательно) или в сотрудничестве с другими детьми;
- это те формы активности, которые результативны (то есть у ребенка есть детский результат и он всегда может показать получившийся результат – найденный ответ-иллюстрацию, созданный комикс и т. д.)
Объединение центра книги с центром грамоты, с книгоиздательским центром, театральным центром позволяет разнообразить формы активности детей.
Например:
- рассматривание открыток, картинок альбомов, соответствующих теме недели/проекта.
- создание/рассматривание виммельбуха (предлагается соответствующие материалы)
- придумывание и записывание (зарисовывание) историй (предложены шаблоны книг, которые дети заполняют соответствующим содержание, могут быть "недописанные" книги/комиксы, которые нужно закончить, это вариант, когда дети могут восстановить содержание прочитанного ранее)
иллюстрирование книг, создание иллюстраций (в том, числе с использованием раскрасок)
- рассматривание книг и детских журналов соответствующих теме недели/проекта и отбор книг, картинок по какому-либо признаку, исходя из задач (выбрать картинки с перелетными птицами, с экзотическими, с зимующими, с водоплавающими и отметить их стикерами-закладками)
- в предложенных книгах найти и отметить закладками самых необычных птиц (Птичий переполох, найти и отметить закладками все машины-помощники (служебный автотранспорт).
- подписать название птиц на карточках для выставки (транспорта, лесных животных и т. д.). Подписать – это раскрасить/обвести уже готовые надписи, срисовать названия по предложенному образцу. Подписать – это подписать название птицы по образцу, пользуясь шаблонами или трафаретами букв. В итоге получится каталог птиц (овощей, видов спорта, транспорта, родов войск, одежды и т. д., который будет создан детьми и размещен в уголке книги.
Узнать, как выглядит ФЛАМИНГО, КИВИ, УТКА-МАНДАРИНКА и т. д. По написанному образцу названия птицы найти иллюстрацию в книгах с таким же названием (просто сравнивая подписи под иллюстрациями с образцом названия). Или просто найти в книге иллюстрацию птицы по заданному описанию. Или найти иллюстрацию, как они сами думают, могла бы выглядеть птица КИВИ.
Создание комиксов, альманахов
Сортировка книг
И т. д___
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.