Анна Сабирова
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
в старшей группе «Сказка»
составила воспитатель
Сабирова А. В.
первая квалификационная категория
Развивающая среда в старшей группе «Сказка» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе Федерального образовательного государственного стандарта с учетом Инновационной программы «От рождения до школы».
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
В приёмной комнате для родителей предложены развернутые стенды о жизни детей. Это и «Возрастные особенности старшего возраста», «Режим дня и занятий», «Стенды по ПДД и Пожарной безопасности», «Меню на день», Консультации для родителей по здоровому образу жизни и рекомендации по прививкам.
Интерактивный плакат, который рассказывает о жизни группы, в нём отражаются непосредственные события. Это наши праздники, конкурсы и, конечно, детские дни рождения.
Приёмная, насыщена работами продуктивной деятельности воспитанников. Маленькие шедевры презентуют своих создателей.
Воспитанники принимают огромное участие в оформлении всего группового пространства. В данном видео можно увидеть оформление в осенней тематике, дети выполняли букет хризантем, раскрашивали и вырезали листья деревьев и изготовили красивые зонтики.
Вхождение в пространство начинается у ребят с утреннего приветствия, каждый может выбрать, по своему настроению, его форму.
Сегодня большое внимание уделяется формированию в группе образовательного пространства стимулирующую детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность, а также детского сотрудничества взрослого и ребёнка.
Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста представлен в соответствии с особенностями старшего возраста, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития воспитанников.
Стабильность и динамичность предметной пространственной среды внесены в пространство мягкие модули, пуфы. Они служат и местом релаксации и объектом игрового взаимодействия. Пуфы и модули превращаются в транспорт, компьютер или интерьером дома. Один и тот же предмет может быть использован по нескольким назначениям. Среда является также полифункциональной и трансформируемой.
Центр изобразительного искусства
В центре размещен материал для рисования, аппликаций, размещены трафареты, шаблоны, материалы для лепки. Дети с большим удовольствием проводят свободное время, индивидуальное самовыражение, можно самостоятельно выбрать тему и средства выражения и выполнить в собственной манере.
Центр грамотности и письма
В данном центре представлены различные тренажёры для дыхательной гимнастики. Рядом находится магнитная азбука и плакат с алфавитом. Настольные игры, которые помогут расширению словарного запаса, освоение обобщающего значения слов, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Мобильный центр развития речи помогает решать следующие задачи:
-развитие артикуляционной моторики (предметные картинки – опоры, артикуляционная гимнастика на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках).
-развитие речевого дыхания : закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи (картотека игр и комплекс дыхательных упражнений).
-пополнение словарного запаса: активизация словаря, обобщающих понятий.
-развитие связной речи : описывать предмет, составлять рассказ по картине.
Центр математики
Способствует повышению интереса детей к математике, познавательной активности, развитию логического и ассоциативного мышления, памяти, внимания, самостоятельности.
Для воспитанников созданы пособия для лучшего усвоения ориентировки в
пространстве. Есть набор радужных подушек, мягких фигур, фетровых цифр и многое другое для возможности детям познавать математику в движении.
Центр науки и естествознания
А где же ребенку найти непосредственное общение с природными объектами и иметь представление о этом. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы доставляет удовольствие детям. Мы можем всегда воспользоваться всеми материалами для исследования, это и крупы, камни, ракушки, семена, зёрна и т. д. Здесь всегда есть возможность проводить интересные наблюдения и опыты. Подготовлена коллекция ракушек, различных видов тканей. Также книги с иллюстрациями опытов и исследований.
Центр «Книги»
Центр в котором представлена разнообразная художественная литература, литература энциклопедического характера. В этом же центре мы знакомимся с писателями, поэтами, художниками и иллюстраторами. В данное время мы заняты в проекте «Дорогами русских народных сказок». Дети являются организаторами выставки, вместе с родителями подбирали экземпляры книг. В центре в свободное время можно посидеть, полистать иллюстрации любимых произведений, просмотреть журналы. Есть свой семейный групповой альбом, где мы храним фотографии с младшей группы.
Нравственно-патриотический уголок, который знакомит детей с Родиной, где можно рассмотреть символику своего края, своей республики, своей страны. Стеллаж, где можно посмотреть и изучить кукол в национальных костюмах. В этом месте дети расширяют и обогащают представление о себе, о других людях и о создании этнокультурной среды. Созданы альбомы, которые знакомят с именами тех, кто основал и прославил город, а также альбомы с любимыми местами родного города Ижевска. Раскраски, настольные игры, фотоальбомы также в свободном доступе детей.
Центр строительства и конструирования и уголок ПДД и пожарной безопасности.
Данный центр совмещен с центром конструирования из деталей (среднего и мелкого размера). У детей развивается интерес к конструированию, они анализируют постройки, элементарные чертежи, выделяя основные части. Формируется представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость, преобразовывают постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.
Совершенствуют конструкторские навыки, развивают умение комбинировать детали, сочетают их по форме, величине, цвету. Совершенствуют элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри, создают по совместному замыслу.
Для юных строителей, архитекторов и любителей строить железнодорожные и автомагистральные пути есть часть группового пространства. Рядом есть различные конструкторы и машины различных видов, а как же без инструментов? Всё тут.
Центр коррекционной зоны
Представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы.
В коррекционной зоне размещены игры и задания, которые используем после аппаратного лечения в качестве зрительной нагрузки для развития и коррекции зрительного восприятия. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендации учителя-дефектолога.
Все виды мозаик, бус, шнуровки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, танграм и т. д со схемами, счетные палочки, много самодельных игр из фетра и картона. И это совсем не означает, что можно играть только по тем схемам, которые предложены в инструкции, любой
Работа в коррекционной зоне ведется по направлениям:
-формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
-формирование предметных представлений;
-зрительно-двигательной координации;
-развитие мелкой моторики.
В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся. В предметно-развивающей среде группы для детей с нарушением зрения особое место занимает оборудование, которое позволяет учесть образовательные потребности и специальные условия для реализации коррекционной работы с данной категорией детей.
Спортивный уголок
Спортивный уголок расположен так, чтобы можно было и с мячом поиграть, и расставить кегли для боулинга, и покрутить обручи и т. д. В спортивном уголке для изучения тела человека приготовлен лэпбук «Тело человека». Комплекс движений для совместных игр «Сделай также», комплекс движений для активизации межполушарного воздействия «Повтори за мной». Для стимуляции высокоактивных точек в организме ребёнка комплекс «Игры с Су-Джоку» и др. Рядом для стимуляции заниматься спортом внесён ростометр, дети с удовольствием следят за результатами. Мягкие спортивные модули используются не только как разновидность спортивного инвентаря. Самое главное, что всегда можно этими предметами воспользоваться при разыгрывании сюжетно-ролевых игр, при постройке кораблей, ракет и уютных домашних уголков. Последнее время один из любимых сюжетов у ребят – медицинский кабинет. Это не только педиатр, но и стоматолог, а также работа рентген кабинета и аппарата УЗИ.
Данный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование так, и не традиционное (изготовленное руками педагогов и родителей). Предметное наполнение центра применяем в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Центр для сюжетно-ролевых игр «Мы играем»
Для психологического комфорта в спальне у нас оборудован уголок уединения, а также есть тканевый вигвам, который можно установить и спрятаться в нём от внешнего мира.
Воспитанники могут самостоятельно перемещать данные атрибуты в пространстве, взаимозаменять в соответствии со своими игровыми замыслами. Уголок уединения может стать и кукольным театром. Конструкции легко трансформируются и обрабатываются.
Центр Наш театр
Любимый уголок театральной деятельности, вот тут то, фантазия может сверкать и искриться. Многообразие различных форм театра (пальчиковый, перчаточный, фетровый, цилиндрический, теневой, а также костюмы, парики, головные уборы) раскрывают творческий потенциал детей, сказкотворчество и драматизация повышает коммуникативные навыки. Развивает навыки монологической и диалогической речи.
Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.
Место для группового сбора
В нашей группе организован утренний сбор, где мы не только приветствуем друг друга и делимся новостями, но в своём маленьком сообществе ведём диалог, о том какие события нас могут заинтересовать в дальнейшем. Свои идеи и замыслы дети передают в небольших рисунках. Эти «напоминалочки» мы фиксируем на мольберте. Каждый ребёнок чувствует и понимает, что его уважают и слышат.
Место для проведения групповых занятий.
Для проведения занятий нам не всегда нужны столы и стулья, мы можем расположиться на мягком ковре и подушечках.
Все элементы развивающей среды соответствуют требованиям по безопасности и надежности в использовании. Отсутствие острых углов и надежное крепление. Элементы среды легко доступны каждому.
Развивающая предметная среда обеспечивает в группе построение доброжелательного образования ориентированного на каждого воспитанника. Было бы ошибочно думать, что можно создать идеальную среду. Это открытая живая система постоянно изменяющаяся и поэтому каждый раз я ищу новые подходы и интересные идеи для развития предметно-пространственной среды.