Виктория Фещенко
Российская идея гуманизации современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
: к 100-летию создания института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта
Проблема гуманизации стала одной из центральных проблем отечественной философии образования XX века. Развитие теории и практики гуманистического подхода в образовании потребовалось для решения многих проблем формирования и развития личности. Феномен процесса гуманизации образования нашёл своё отражение в научных педагогических работах П. Ф. Лесгафта: «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», «Задачи антропологии и методы её изучения», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Антропология и педагогика». В 1919 на базе Лесгафтовских курсов был создан Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (ныне Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта). В настоящее время идеи П. Ф. Лесгафта находят признание и используются при решении соответствующих задач российского образования.
Публикация «Российская идея гуманизации современного образования» размещена в разделах
Ключевые слова: гуманизация, образование, антропология, воспитание, П. Ф. Лесгафт, Институт физической культуры/
Проблема гуманизации в философии образования достаточно давно была выделена как одна из основополагающих в решении проблемы личности в образования. Ещё Платон и Сенека говорили о значении воспитания, основанного на выборе способов и форм, удобных для образования человека. С конца ХV века гуманистические идеи в педагогике стали появляться повсеместно, начиная с трудов В. да Фельтре и далее, в трудах Ж. Руссо, Ф. Рабле, И. Канта, В. Гумбольдта и других мыслителей: учёных и педагогов.
В российской педагогике направленность на гуманистическую ориентацию образования была определена несколько ранее, чем в странах Запада – в 20-е гг. XX века. Передовая гуманистическая отечественная мысль нашла своё воплощение в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого [3]. Идеи гуманизации, развитые во второй половине X1Xвека, были отражены в гуманистических трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля.
В работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко были заложены педагогические основы гуманизации образования, гуманистические цели, содержание и средства [3]. Отечественные педагоги определяли основной целью образования — развитие всесторонней, гармоничной личности. Педагогическая антропология, родоначальником которой в нашей стране считается К. Д. Ушинский, начала своё развитие в начале XX века. Антропология К. Д. Ушинского предполагает применение определённых педагогических принципов в воспитании и образовании для изучения особенностей каждого человека и совершенствования его личности,
Огромный вклад в создание научных основ отечественного образования внес ученый-педагог П. Ф. Лесгафт. Многообразие общечеловеческих проблем (высокая смертность детей, эпидемии, низкая грамотность, низкий уровень морали, телесные наказания, отсутствие прав человека, религиозные секты и др.) вызвали потребность в создании специальной образовательной программы гуманистической, воспитательной и оздоровительной направленности [2].
Пётр Францевич Лесгафт начал свою педагогическую деятельность с юных лет. Обучаясь в Медико-хирургической академии, он одновременно руководил практическими занятиями студентов второго курса, читал лекции в Военно-фельдшерской школе (1861-1866г). В 1868 году Лесгафт получил докторскую степень по медицине и хирургии, стал заведовать кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. П. Лесгафт, работая в Казанском университете (1868-1871, стремился реализовать свои гуманистические идеи в отношении женского равноправия в получении высшего медицинского образования. Лесгафт был первым в России, кто принял на должность ассистента кафедры анатомии женщину. Из-за разных точек зрения с руководством по поводу обучения женщин в высших медицинских образовательных учреждениях, был вынужден покинуть университет.
С 1874 по 1893 года Пё тр Францевич занимался вопросами физического воспитания: читал лекции по анатомии, изучал помещения по специальной подготовке преподавателей гимнастики и организовывал курсы для преподавателей гимнастики и фехтования. Для содействия физическому развитию, занимался организацией катков, площадок, экскурсий для детей из малоимущих семей. Лесгафт открыл курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования, куда принимались лица любой национальности, общественного положения и вероисповедания [6].
П. Ф. Лесгафт считал, что педагогика является частью биологии, главным принципом образовательной теории называл единство физического и умственного развития человека. Он заострял внимание на значимости физического воспитания в осуществляемой педагогической деятельности.
Опираясь на наблюдаемые характерологические индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка, Лесгафт выделил несколько школьных типов детей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие [2].
П. Ф. Лесгафт критически относился к фребелевским детским садам из-за однообразия занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Как альтернативу представлял свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр [6]. Пётр Францевич полностью не отрицал фребелевские детские сады, допуская возможность посещения детских садов детьми лишь «при отсутствии родителей или невозможности их заниматься своими детьми», видел возможным решением создание детских садов, в которых дети могли бы чувствовать себя как дома.
Гуманизм —неотъемлемая черта педагогических идей П. Ф. Лесгафта. В своём труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», он утверждал, что главным результатом выполнения физических упражнений нужно считать не развитие силы и укрепление здоровья, а развитие силы ради гармоничного развития человека, то есть физическое образование должно содействовать умственному и нравственному развитию, формированию морально-волевых качеств.
Лесгафт, наблюдая за спортсменами и соревнованиями в России и за рубежом, говорил о тенденции нарушения гармонии физического и умственного развития. По его мнению, спорт, который становится бизнесом, нарушает гуманистические идеалы, где главной целью для спортсменов является не собственное развитие человека, а стремление заработать очки, голы, места и награды. В данный момент времени, мы наблюдаем ту ситуацию, что предвидел Лесгафт в сфере спорта [5].
Большое значение Лесгафт придавал семейному воспитанию, не допуская авторитарное воспитание, которое противопоставляется гуманным принципам. Основой семейной педагогики считает признание личности ребенка и неприкосновенности, последовательность слова и дела, систематическое развитие детской инициативности, самостоятельности и творчества. П. Ф. Лесгафт считает, что первые годы жизни являются важным периодом для развития у ребенка качеств, которые в дальнейшем будут оказывать влияние на его воспитание. Выделяет следующие требования гуманного воспитания : чистота, отсутствие произвола в действиях родителей (воспитателей) или обусловленность этих действий, последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком и признание его личности.
Петр Францевич Лесгафт является основоположником современной отечественной антропологии. В своей работе «Задачи антропологии и методы ее изучения», подчеркивал, что познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и функции его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных. Опираясь на знание физиологии, психологии и философии, Лесгафт пришел к выводу, что общей целью воспитания и образования должно стать всестороннее развитие деятельности человеческого организма. В своем понимании деятельности он близок к исследованиям отечественных психологов, подразумевая категории мотивов, смыслов и целей деятельности. Лесгафта в своем труде "Семейное воспитание ребенка и его значение", определил условия семейного воспитания. Очень важно, считал он, чтобы ребенок был зачат, выношен и рожден в атмосфере любви. Его детство должно проходить в условиях уважения, доверия и тепла [3].
Реализуя антропологический подход, в своей работе «Антропология и педагогика» (1889) общей целью воспитания и образования Лесгафт называет всестороннее развитие человеческого организма. Антропология должна стать, с его точки зрения, главной опорой педагогики. Иначе педагогика никогда не станет наукой, а будет историей педагогических методов. Только антропология способна дать целостный взгляд на человека, на его физическое и психическое развитие [1].
В настоящее время идеи П. Ф. Лесгафта представляют большой интерес в сфере современного российского образования, так как его целью признается создание условий для полноценного развития и саморазвития каждого ученика, воспитание у всех учащихся способности анализировать и принимать самостоятельные решения. Идеи Лесгафта о гуманизации педагогического взаимодействия конкретизировали другие ученые. В. П. Беспалько уточняет аспект признания необходимости учета при педагогическом взаимодействии внутренней природы человека. Он утверждает о зависимости успешности взаимоотношений от задатков ребенка. А. Н. Шимина соглашается с Лесгафтом о участии ученика в построении и регулировании педагогического процесса, но предостерегает о неразумном занижении роли учителя, как носителя знаний и опыта. Идея о необходимости считаться со свободой воспитанников была уточнена Д. Д. Зуевым, который считал, что принцип свободы не подразумевает под собой вседозволенность, а подчеркивает значение ответственной свободы и инициативности у всех участников педагогического процесса.
В современной теории и практике педагогического взаимодействия получили развитие идеи П. Ф. Лесгафта о взаимной активности и ответственность участников педагогического взаимодействия, принцип согласованности воспитательных воздействий семьи и школы. После 1917 научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта, а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов — Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (ныне Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта) [6].
Литература:
1. Картамышев А. М. Использование идеи П. Ф. Лесгафта о воспитании ребёнка в практике современной семьи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2016. – №51. – С. 65-76.
2. Копейкина Т. Е. Научно- педагогическая терминология П. Ф. Лесгафта в аспекте идеи совершенствования личности// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. –2010. – №6. – С. 125-128.
3. Кузнецова А. Я. Гуманистическая философия образования. Идеи, категории, методология: учеб. пособие для аспир. и студ. пед. вузов. Новосибирск: РИЦ "Прайс-курьер". – 2005.
4. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: научное издание; Отв. ред. М. В. Антропова; Сост. И. Н. Решетень; АПН СССР. М. : Педагогика, –1988.
5. Попов В. Ф. О гуманистической сущности научно-педагогических идей в творческом наследии П. Ф. Лесгафта, основоположника отечественной системы физического образования и воспитания//Вестник ТГУ. –2003. –№ 4(32). – С. 57-65.
6. Шавердов Г. Г. Петр Францевич Лесгафт // Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М., –1951. – С. 7-62.